ДООП Тайны лесов КО

министерство образования и науки Калуrкской области
образован ия
Госуларственное бюджетное учреждение дополнительпого
Калуlкской области детско-юношеский центр
ОБЛАСТНОЙ

КДЛУЖСКИЙ

ЦЕНТР

ТУРИЗМА, КРАЕВЕДЕНИЯ И ЭКСКУРСИИ

0l-

2024 г.
Протокол от <
педагогического совета
Jф

J

V

Щиректор
<<

19

>>

ОЦТК и Э>

.Н. Пугачев
2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБlIIЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБIIIЕРАЗВИВАЮ IЦАЯ ПР ОГРАММА
(ТАЙНЫ ЛЕСОВ КАЛУЖСКОЙ ОЬЛАСТИ>
Направленность

:

туристско-краеведческая

Уровень: ознакомительный
Возраст обучающихся: 8 - 12 лет
Срок реализации - 1б часов

Автор - составитель:
педагог дополнительного образования
Зиновьева,Щарья Алексеевна

Калуга -2024 r.

оглавление
записка

I.

.Пояснительная
II. Содержание программы

[II. Планируемые результаты

Iv.

a

J
5

7
8

V.

Ор*""*ционно-педагогические условия реализации
программы
Списокрекоменлуемойлитературы

12

VI.

Приложения

14

Раздел I. Комплекс основных характеристик программы

1.1.

Пояснительная записка
,Щополнительная общеобразовательная общеразвивающшI програММа
<<Тайны лесов Калужской области> разработана на основании следующих
нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря
ФЗ кОб образовании в Российской Федерации));

201^2

г. Jф 273-

-

Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. <Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 <<Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи);
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 3l марта 2022
года JФ 678-р. Концепция развития дополнительного образования детей до 20З0
года;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпросвещения
России от 27.07.22 Nэ 629) (далее - Порядок Приказа Минпросвещения N 629);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
(приложение к письму .Щепартамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ 18.1 1 .201 5
г. ЛЬ 09-32aD;
- Устав ГБУ ДО КО ДЮЦ кКОЩТК и Э>.
Актуальность программы обусловлена необходимостью формирования

устойчивого понимания бережного отношения к природе родного края.

Программа

подразумевает активное вовлечение обучающихся в
исследовательскую, проектную и практическую работу по изучению,

сохранению лесов и их обитателей.
Экологическое просвещение подрастающего поколения - важная ступень
в формировании и становлении личности. В настоящее время очень важно
понимать экологическую ситуацию в природе, помимо того, иметь четкое
представление о масштабах влияния человеческой деятельности на состояние
ОкрУжающеЙ среды. ЩеЙствительность требует воспитания у подрастающего
поколения активной позиции по отноIцению к проблемам окружающей среды и
экологической компетентности.
Педагогическая целесообразность.
Реализация данной программы позволяет расширить знания и умения
обучающихся, получить представления о бережном отношении к окружающей
среде, применении способов охраны природы на практике, разнообразить
процесс обучения и р€lзвить заинтересованность к туристско-краеведческоЙ
деятельности.
Отличительные особенности программы.
Программа позволяет ознакомить обучающихся с лесами Калужской
области и ее обитателями. Реализация программы подразумевается в рамках

туристсКо-краевеДческогО клуба <<Следопыт>, проводимого в каникулярный
период.
предназначение настоящей программы заключается в создании условии
заинтересованноСти обучающихсЯ в обпастИ краеведения, охраны окружающей
среды.
8-12 лет. Возможно обучение
Возрастная категория обучающихся

-

детей с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие

И

позднооглохшие дети) по скорректированным программам.
Срок реализации программы - 1 месяц. Общее количество часов - 1б.
Формы и реяшм занятий. Занятия проводятся 2 рьза в неделю по 2 часа
(длительностъ занятия -2ло 45 минут с перерывом 10 минут).
Формы занятий: теоретические и практические занятия в аудитории.
Форма обучения - очная. ,Щистанционное обучение не предусмотрено.
Язык реализации программы - русский.
1.2. Щель и задачи

программы

Щель программы - ознакомление обучающихся с особенностями лесных
экосистем Калужской области, с основными представителями растительного и
животного мира, вовлечение в проектно-исследовательскую деятеJIьность.
Задачи программы:

Развивающие:

- рЕIзвитие памяти, наблюдательности;
- формирование пространственного мышления;
- совершенствование коммуникативных способностей обучающихся;

- формирование навыков индивидуальной и коллективной работы

в

достижении общей цели.

воспитательные:

- воспитание любви к родному краю, окружающей среде;

- воспитание ценностных ориентиров: трудолюбия, воли и настойчивости
в достижении целей.

Образовательные:

- формирование представления о видах деревьев по листьям, побегам, коре

и древесине;
- формирование навыка вести наблюдения;

формирование навыка оформления лозунгов, плакатов, листовок

природоохранной тематики;
- умение датъ характеристику одного из лесных видов пожаров;
-формирование представления о фауне лесов.

1.3. Содер}кание программы
учебный план
ль
п/п

1.

Практика
Содерrкание
обучения

Охрана природы. Лесное
наследие Калужской
области.

2.

Основы лесоведения.

3.

Многообрzвие живых
организмов. Лесная фауна.

4,

\

основы ботаники. Лесная
флора. Знакомство с
представителями Красной
книги Калужской области

улучшения среды обитания
лесных животных

7.

()

l*i

Е
:
l

0)

з

в
помещени
и

Опроо
J

2

1

1

1

0

э

2

1

Защита окружающей
среды.

л

J

коллажная
композиция

i

2

работа

Мастер-класс
2

1

a
J

1

2

Мультфильм на
природоохранную
тематику

1

0

1

ИнтеллектуыIьная
игра

1б

8

8

Итоговый контроль

ИТоГо:

Тестирование

Практическая

Биотехнические

мероприятия как форма

6.

,Ф

Формы контроля

Содерrкание обучения

1. Охрана природы. Лесное наследие Калужской области.

Теорuя, Основные термины и понятия: экология, экология леса, типолоГия
лесов Калужской области. Охрана природы: комплекс мер по соХРаНеНИЮ
природных ресурсов и естественной окружающей среды.
Пракmuческо е з аняmuе : интеллектуальная квиз-игра.

2. Основы лесоведения.
Теорuя, Общие понятия

о

природе леса, древостое. Составные
растительные элементы леса. Признаки леса. Понятие о росте и развитии

лесных пород.
Пракmuческое заняmuе: выполнение тематических заданий в формате
игры.
3. Многообразие }кивых организмов. Лесная фауна.
Теорuя. Лесные звери и птицы. Охрана животного мира и среда его
обитания. Влияние лесных зверей на лесную растительность. Красная книга
Калужской области.

Пракmuческое заняmuе. Составление колпажной композиции

представителями фауны.

4, Основы ботаники. Лесная флора. Знакомство

с

с

представителями

Красной книги Калужской области
Теорuя. Ботаника - наука о растениях. Жизненные формы растений.

Лекарственные растения. Основные хвойные породы, сведения о них. Основные
лиственные породы, сведения о них. Красная книга Калужской области.
Пракmuческая рабоmа: <<Определение древесных пород по листьям, хвои,
шишкам).

5. Биотехнические мероприятия как форма улучшения среды обитания
лесных животных
Теорuя, Понятие термина- биотехния. Виды объектов

(м€tлой>>

биотехнии.

Изучение эффективности биотехнических мероприятий. Понятие - ООПТ.
Пракmuческая рабоmа: Устройство объектов <<малой>> биотехнии
изготовление кормушек для птиц. Наблюдения за использованием птицами
объектов биотехнии.
6. Защита окружающей среды.
Теорuя. Виды лесонарушений и ответственность за них. Лесные пожары:
виды, причин, способы тушения. Правила пожарной безопасности в лесах.
Пракmuческая рабоmа: Создание природоохранного мультфильма
методом пластилиновой анимации.

7. Итоговый контроль

Проведение интеллектуальной игры, в процессе которой проходит

презентация созданных мультфильмов, обучающиеся коллективно отвечают на
вопросы по пройденным темам.

1.4.

Планируемые результаты освоения программы

программа предполагает три типа
результатов, на формирование которых
она направлена - метапредметные, предметные
и личностные результаты.
Метапредметные результаты
- соблюдение правил безопасности
в природной среде;
- Выявление И Характеристика существенных признаков
природных
объектов и явлений.
Личностные результаты :
- проявление интереса к познанию природы и культурным
традициям
родного края;
- готовность К выполнению обязанностей гражданина
и реализации его
прав, уважение прав и свобод и законных интересов
других людей.
Предметные резулътаты
- совместное выполнение заданий в микрогруппах;
- определение способов защиты природы.
:

:

Название

умения и навыки

разделов и тем

Охрана природы.
Лесное наследие
Калужской
области.

Понятие и цели
охраны природы.
Методы сбережения
природных ресурсов.
Основные древесные
породы лесов

Владеть представлением
о понятии охраны

природы. Уметь

определятъ хвойные и
лиственные породы.

Калужской области.

основы
лесоведения.

Общие понятия о
природе леса,
древостое.

Владеть представлением
о понятии элементов
леса. Знать о признаках

леса,оростеиразвитии

лесных пород.
Многообразие
живых
организмов.
Лесная фауна.

Лесные звери и птицы.
Охрана Животного
мира.

Умение определять и
рЕtзличать виды
животных, занесенных в
Красную книгу. Знать
правила поведения в
лесу, при встрече диких
животных.

Название

умения и навыки

разделов и тем

Биотехнические
мероприятия как

Понятие термина биотехния. Виды
форма улучшения объектов <<малой>>
среды обитания
биотехнии. Изучение
лесных животных. эффективности

основы ботаники.
Лесная флора.
знакомство с
представителями
Красной книги
Калужской
области
Защита
окружающей
среды.

Умение создание
объекта малой
биотехнии.

биотехнических
мероприятий. Понятие
_ оопт.
Основные древесные
породы
лесообразователи:
хвойные породы и
лиственные породы.
Травянистые растения

Определять хвойные и
лиственные породы.
Определять и различать
виды растений,
занесенных в Красную
книгу.

леса.

Виды лесонарушений и развитие мелкой
ответственность за
моторики. Навык
них. Лесные пожары:
преобразования
виды, причин, способы полученных знаний

тушения. Правила
пожарной безопасности
в лесах.

в

творческий формат
деятельности: создание
мультфильма.

Механика создания
пластилиновой
мультипликации.

раздел 2. организационно-педагогические
условия
реализации программы
2.1. Календарный учебный график
КалендарныЙ у"lебныЙ график, составляется на конкретный
учебный
периоД (месяц, четверть, полугодие и т.д.)
для *о"пръ"rо.о
объединения.

Календарный учебный график оформляется в виде таблицы:

детского

м
пl
п

о
о

i

ц
о
о
\=

д

Время
проведения
занятия

ЁЕ

3ý
Аа

(n

Ft
trа

Е(

тема занятия

ýý

оЕ
Ёi 0)
оE{
Фо
\ilф
4о

к

сOtr

Б"д

а.
н

,а, *

2.2 Условия реализации программы
2.2.|. Материально-техническое обеспечение

для

ре€rпизации

техническое обеспечение

программы необходимо

реализа ции программы
следующее материаJIьно-

:

Кол-во
единиц

наименование
распечатанные методические материалы,
для
использования в практических занятиях

30 (стр.)

Природный материал
Щветной картон
I_{ветная

бумага

Щветные карандаши

Клей карандаш

admoblkal
план Калужской области>

2,2,2. Информационное обеспечение
qsnoy-plan-

-

кЛесной

2.2,3, Кадровое обеспечение

Педагог, реализующий программу кТайны лесов Калужской
должен иметь подготовку по направлению кэкология)) или обладать

экологических знаний.

области>>,

основами

2.3. Формы аттестации

Оценка эффективности программы проходит в два этапа - промежуточная
и итоговая аттестация:
- Промежуточная аттестация проводится после изучения каждого модуля
программы в форме педагогического набпюдения, беседы с обучающимися,
наблюдений при проведении практических занятий.
- итоговый контроль засчитывается в виде круглого стола.
щанная краткосрочная программа не предусматривает выдачу документа
об обучении.
2.4. Контрольно

- оценочные материалы

примеры заданий, используемые для промежуточной

аттестации,
представлены в приложениях к программе.
степенъ достижения результатов оценивается по трем уровням:

руководством педагога, без желанияучаствует в общественно полезных делах;
среOнuй
уровень: обучающийся выполняет задания при
консультативной помощи педагога, охотно участвует в общественно полезных
делах, но сам не проявляет инициативы;
кuЙ уровенЬ : обучающ ийсявыполняет задание самостоятельно,
сам проявляет творчество и инициативу в организации общественно полезных
дел.
Bbtco

2.5. Методическое обеспечение

Принципы обучения и воспитания
Обучение по данной Программе строится на следующих принципах
обучения и воспитания:
- Принцип культуросообразности (учет условий, в которых находится

человек, а также культуры данного общества).

- Принцип гумани3ации (последовательное отношение педагога к
обучаюЩемусЯ каК К ответственному и самостоятельному субъекту

соботвенного развития, гуманный характер отношений между
участниками
образовательной деятельности. Реализация этого принципа оказывает

существенное влияние на становление человека, Но все аспекты его
,

социализации).

- Принцип

лифференциации (учёт возрастных и индивиду€UIьных

особенностей обучающихся).

- Принцип персонификации

возможностей обучающихся).

(учёт личностных характеристик

и

- Принцип коллективности социального воспитания (социальное

воспитаНие, осуЩествляясь в коллективе, даёт человеку опыт жизни в обществе,
создаёт условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения,

самореализации и самоутверждения, а в целом для приобретения опыта
адаптации и обособления в обществе).

- Принцип научности обучения (обеспечение освоения
обучающимися

знаний путём научного доказательства, вовлечения обучающихся
в деятельность
по решеНию познавательных задач и в научно-поисковую
деятельность).
- Принцип систематичности и последовательности (знания,
умен ия и
навыки формирУются в системе, в определенном порядке).
- ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ (Построение обуления
на уровне реальных учебных
возможностей, чтобы обучаемые не испытыв€UIи интеллектуаJIьных,
физических,
моральных перегрузок' отрицательно ск€}зывающихся на их
и
физическом
психическом здоровъе).
- Принцип наглядности (обучение с опорой
на чувственный опыт
- ПринЦип сочеТаниЯ различных методов и средств обучениядетей).
(выЬор
наиJIучшего сочетания методов и средств обучения).

- ПринциП прочности, осознанности и
действенности результатов
образования, воспитан

ия и развития (осмысленность приобретенных знаний,
обеспечение действеНностИ знаний,
умений и навыков, а также способов
поведения, то есть их практической направленности,
обращенности к решению
жизненных проблем).

Индивидуальный учебный план

В соответствии с локаJIьными актами организации не предусматривается

обучение по индивидуальному
учебноrу

rrпчrпу.

Список рекоменлуемой литературы
1.Глазачев С.Н., Е.А. Когай Е.А. - Экологическая культура и образование:
очерки соци€tJIьной экологии. Учебное пособие для учащихся лицеев, гимназий,
копледжей, студентов педагогических училищ, институтов, и
университетов. М.: Горизонт,1999.
2. Гребенук Т.Г., н.А. Тучинская, Ю.М. Орлова .Щиагностика экологической
воспитанности школьников - СПб, 2009.
3. Кашлев С.С., Глазачев с.н. - Педагогическая диагностика экологической
культуры учащихся: Пособия для учителя. - М.: Горизонт, 2000.
4.Николаева С. Н. - Теория и методика экологического образования детей:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2о02,
ЗЗбс.
5.
зеров А.г. - Экологическое краеведение - организация и проведение

-

6. Пашков А.А. - Зеленый дом: Метод. пособие к системе
учеб. курсов с
экол. направленностью для нач. шк. / А. А. Плешаков. - Москва: Просвещение,
|997. - 252,|2] с.
в, Прохорова, Н. Е. - Красная книга Калужской области
для детей : альбом
для раскрашивания + задания и игра / Прохорова Н. Е., Алексанов В. В. ;
МинистерствО природныХ ресурсоВ И экологии Калужской области,

Государственное бюджетное учреждение Калужской области ''.Щирекция
парков ". - Тамбов : Матвеева Т. М., сор. 2O2l
9.

Романов, Е.М.

-

Выращивание
сеянцев древесных культур:
биоэкологические и агротехнические аспекты: научное издание / Е.М. Романов.
- Йошкар - Ола: МарГТУ, 2000.
rо.Рулько в. в. - Лесоводство и лесная таксация. М.: Агропромиздат, 1988.
rr.СтрауНинг, А.М. - Системный подхоД в ознакОмлениИ с окружающим
миром и р€}звитии фантазии / А.м. Страунинг, А.И. Никашин. росrов-на-.Щону,
-

l992

-

Е.А. Тушение лесных пожаров: пособие для лесных
пожарных. - З-е ИЗД., перераб. и доп. / Е.А.
Щетинский. -М.: ВНИИлм, 2002.
lз.Щуркова, Н.Е. - Классное руководство: игровые методики. / н.Е.
Щуркова
- М.: Педагогическое общество России, 20О4.
Экологическое и эстетическое воспитание школьников / под
ред.
Л.П. Печко. - М., 1984.
|4. ЭкоЛогическОе образОвание и воспитание школъников: методические
рекомендации, - Тула, 1990.
15. Средства оснащения современного экологического практикума: кат€UIогсправочник
Сост. А.Г. Муравьев, Б.В. Смолев, А.А. Лавриненко, {.В.
Кудряшов. / под ред. кандидата химических наук А.Г. Муравьева.
-2-е изд.,
перераб. и доп. - СПб: Крисмас+. 2001.
1б. Работа с населением по предотвращению лесных пожаров:
практическое
пособие / под ред. Е.п. Кузьмичева. М.: Весъ М"р, 2006. tiB с.
rz,Щетинский,

14.

17,

КраснаЯ книга Калужской области
[Текст] / Правительство
КалужскоЙ обл,,
природных
ресурсов, экологии и благоустройства
У-"О
Калужской обп.; [редкол.: пред. - в. А. Антохина
и Др.].- Калуга: М-во
природных ресурсов, экологии и благоустройства
КалужскЬй обп.,2015_. - з1
см.

Список литературы для детей
l.Александрова, ю. н. Юный ,nono. - i".n., до. н. Александровq
л. д.
Ласкина, н.в. Николаева. - Вопгоград: Учителъ
,2О70. - 331 с.
2.Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев,
В, Самарина, -М, : Недра,
1991.

3,Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начаJIьная
школа Текст /д.
А. Г[пешаков// Начальная школа. 1991. - м 5. с. 2_8.
4,ПлешаКов, А. А. Зелёные страницы Текст lл.
д. Гhtешаков. -М.:
Просвещение, 2008.
5,ПРОХОРОВа, Н. Е. - Красная книга Калужской
области для детей : альбом
для раскрашивания + задания и игра / Прохорова Н. Е., АлексаноВ
В. В.

;
МинистерствО природныХ ресурсов и экологии
Калужской области,
гооударственное бюджетное
учреждение Калужской области ''щирекция

парков ". - Тамбов : Матвеева Т. М., .ор. 2O2l
6,Энциклопедия. Я познаю мир. Экология.
М.: ооо Издательство
<Астрель),2000.
7.Энциклопедия. Мир животных (т.2,т. 7). М.:
Просвещение, 1989.
8.Энциклопедия животных. М.: ЭКСМО, 2О07.
-

-

1, Скребицкий

г.

Художественная литература
Неведомые тропы: рассказы для детей. Издательство:

Махаон,2005
2. Соколов-Микитов
литература,

И. Год в лесу:

расскЕlзы

Издательство: [етская
l

984.

лл3..Шим Эдуард.Жуп на ниточке: расскЕlзы и скЕlзки Издательство: Махаон,
2014.
4. С.Михалков кБудь человеком))
5, Е, Ульева <Спасай планету>, <Экологические
сказки. Тима и Гриня спасают

планету)
6. А. Гончарова

<<Еня

и Еля. <Волшебная экология>)

Приложения
Приложение NЬ

Методика

групповой сплоченности))
(Сишора - Ханина)

<<Оценка

Щель:
Оценить уровень сплоченности классного коллектива.

Инструкция для школьников:

ВНИМаТеЛЬНО ПРОЧИТаЙТе каждый вопрос и выберите один из ответов, наиболее

точно соответствующий Вашему мнению.
I. Как бы вы оценили свою принадлежность к своему классу?
l. Чувствую себя членом, частью коллектива (5).
2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).
3. Участвую в одних видах деятельности
не участвую в других (3).
4. Не чувствуЮ, чтО являюсЬ членом коллектива (2).
5. "Существую" отдельно от других членов коллектива (1).
6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).
II. Перешли бы вы учиться в лругой класс, если бы представилась такая

и

возможность?
1.Да, очень хотел бы перейти (1).

2. Скорее бы перешел, чем остался (2).
3. Не вижу никакой разницы (3).
4. Скорее всего, ост€tлся бы в своем классе (4).
5. очень хотел бы остаться в своем классе (5).
6. Не знаю, трудно ответить (1).
III. а) Каковы взашuооmноlценuя MeHcdy

уроках?

ученuкшмч в Вашеlw KJlacce на

1.Лучше, чем в большинстве классов (3).
2. Примерно такие же, как в большинстве классов (2).
3. Хуже, чем в большинстве классов (1).
4. Не знаю (l)
б) На ра3лuчньж меропрuяmuях (l'оzонькаж)), кульmпохоdаж, экскурсuях
u
m.п,)
1. Примерно такИе же, как в большинстве классов (2).
2. Лучше, чем в большинстве классов (3).
3. Хуже, чем в большинстве классов (1).
4. не знаю (1).
в) Вне шJкольl:
1. Лучше, чем в большинстве классов (3).
2. примерно такие же, как и в других классах (2)
3.Хуже, чем в других классах (1).
4. Не знаю (1).

IV. Каковы взаимоотношения с классным руководителем?
1. Лучше, чем в большинстве классов (3).
2. Примерно такие же) как в других классах (2).

l

3. Хуже, чем в других классах (1).
4. Не знаю (1).

Y. Каково отношение к делу на уроках и различных мероприятиях?
Лучше, чем в большинстве классов (3).
2. Примерно такие же, как в других классах (2).
3. Хуже, чем в других классах (1).
4. Не знаю (1).
1.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

(Для нахождения коэффициента групповой сплоченности необходимо
суммировать баллы, ук€ванные в скобках)

КЛЮЧ К МЕТОЩИКЕ:

высокий уровень групповой сплоченности - 25 баллов.
средний уровень групповой сплочённости - 22 баллов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».