министерство образования и науки Калухсской области
ГосуларСтвенное бюджетное учре2цдение дополнительного образова ния
Калужской области детско-юноIl1еский центр
КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР
ТУРИЗМАО КРАЕВЕДЕНИЯ И ЭКСКУРСИИ
0l
2024
Протокол от
педагогического совета
Ns
l
Г.Н. Пугачев
2024 г.
,*яi;;._s-Р,,3
;u,,1
ЧJ;'.*;'..,*
ч?ii
9z,$ý
,ф#
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБIЦЕОБРАЗ ОВАТЕЛЬНАЯ
ОБIЦЕ РАЗВИВАЮ IЦАЯ ПРОГРАММА
(ФОТОГРАФ-КРАЕВЕД>
Направленность
:
туристско-краеведческая
Уровень: ознакомительный
Возраст обучающихся: 7 - L7 лет
Срок реализации - 1б часов
Автор - составитель:
педагог дополнительного образования
Белов Юрий Григорьевич
Калуга -2024 r.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1
I. Пояснительная
записка
a
2.
[I. Содержание программы
5
a
J.
4.
.
т
ПI.
IV.
Планируемые результаты
Организационно-педагогические усло"Й
реализации программы
Y. Список рекомендуемой литературы
VI. Приложения
J
8
10
13
|4
Раздел I. Комплекс основных характеристик программы
1.Пояснительная записка
.Щополнительная общеобра:}овательная общеразвивающая программа
<<Фотограф-краевед> разработана на основании следующих нормативных
1,.
Ns 273-ФЗ
(Об образовании в Российской Федерации);
Постановлени0 Главного гOсударственнOг0 санитарног0 врача
РОССИЙСкой Федерации от 28 сентября 2020 г. <Об утверждении санитарных
ПРаВИЛ
2.4.З648-20 <Санитарно-эпидемиологические требования к
СП
организации воспитания, обучения, отдыха И оздоровления детей и
молодежи));
РаСПОРяЖение Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 года JФ 678-р. Концепция р€tзвития дополнительного образования детей
до 2030 года;
Порядок организации и осуществления образовательной
деятеJIъности по дополнительным общеобразовательным программам
(Приказ Минпросвещения России от 27.0].22 Ns 629) (далее - Порядок
Приказа Минпросвещения No 629);
по
проектированию
рекомендации
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) (приложение к письму Щепартамента государственной политики
в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образованияинауки РФ
,Щанная программа рассматривается как нач€Lльный
этап обучения детей
навыкам
процессов в туристско-краеведческой
фотографических
деятельности, так и составной частью программ туристско-краеведческой
направленности.
Актуальность и новизна данной программы заключается в том, что
туристско-краеведческая деятельность в системе дополнительного
образования
является одним из основных источников обогащения
обучающихся знаниями о родном крае; имеет существенную педагогическую
роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании,
является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной
деятельностью; обеспечивает межпредметные связи; создаёт предпосылки
исследоВателъскоЙ деятельности обучающихся в современных
условиях
расширяющего информационного пространства. Актуальность программы
<Фотограф-краевед) определяется запросом со стороны обучающихся
родителей по программе туристско-краеведческого направления.
и их
Обучение по данной программе позвоJIит обучающимся получать
начальные знания и умения в работе модельного бизнеса, новостных
агентств, СМИ, соцсети и репортажной деятельности в туристско-
краеведческой направленности.
Программа предназначена для социаltьной адаптации и творческому
развитию обучающихся, и направлена на рЕввитие мотивации личности к
познанию, вовлечению детей и молодежи к занятиям в системе детскоюношеского туризма и краеведения.
Педагогическая целесообразность.
Реализация данной программы позволяет расширить знания и умения
обУчающихся, получить представления о фотографических процессах и
применения
их на практике
современном
медиапространстве,
РаЗнООбразить процесс обучения и р€ввить заинтересованность к туристскокраеведческой деятельности.
Возрастная категория обучающихся - 7-17 лет. Возможно обучение
ДетеЙ с ограниченными возможностями здоровья (дети с нарушением слуха,
дети с нарушением речи, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата,
СПОСОбНЫе передвигаться самостоятельно) по скорректированным
программам.
СРОК Реали3ации программы - 1 месяц. Общее количество часов - l6.
ФОРМы и режим занятий. Занятия проводятся2 раз в неделю по 2 часа
(длительность занятия - 2 по 45 минут с перерывом 10 минут).
ФОРМЫ занятий: теоретические и практические на местности и в
аУДИТОРИи. Занятия на местности проводятся в светлое время суток. При
неблагоприятных условиях допускается перенос занятиЙ в здание
образовательной организации.
Форма
обучения
очная. Щистанционное обучение
предусмотрено.
Язык реализации программы - русский.
фОТОГРафИИ И практического
конкретной деятельности.
не
опыта туристско*краеведческой работы
Задачи программы:
Развивающие:
рЕввитие памяти, наблюдательности;
в
усвоение обучающимися туристско-краеведческих знании;
знакомство с программами фоторедакторов;
Образовательные:
освоение базовых знаний и навыков фотографии на местности;
формирование навыков обращения с
фототехникой и другими
устройствами, имеющими возможность фото и видеофиксации;
расширение и углублении знаний о краеведческом наследии.
Отличительные особенности программы.
Программа позволяет ознакомить обучающихся с азами фотографии в
туристско-краеведческой деятельности.
Предназначение настоящей программы заключается в том, что в
структуру программы входит семь образовательных рЕ}зделов, каждый из
которых представляет собой интегрированное логическое объединение
уrебных тем из различных научных дисциплин: географии, истории,
этнографии, краеведения через призму фотографии. Все образовательные
р€lзделы программы предусматривают не только усвоение теоретических
знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта фототуристско-краеведческой работы.
II. Содержание программы
учебный план
J\lb
п/п
1.
2.
3.
Содержание
обучения
,Ф
9
Е
Е
а
ё)
Er
Практика
в
На
поме- мест_
щении ности
История возникновения
фотографии
1
1
0
0
Устройство фотоаппарата.
2
1
1
0
Композиция фотокадра.
2
1
0
1
Формы
контроля
Устный опрос
Тестирование
Устный опрос
Устный опрос,
4.
Фотосъёмка пейзажа
2
1
0
1
пробная
фотосессия
5.
6.
1
8.
Фотосъемка
краеведческих
объектов.
2
1
0
1
Обработка фотографий в
фоторедакторе
4
2
2
0
Путешествие с цифровой
фотокамерой.
Создание группы и
размещение фоторабот в
социщIьных сетях
ИТоГо:
Устный опрос
Фотосессия
краеведческого
объекта
Просмотр
улучшенных
фото
2
0
0
2
фотосессия
Размеlцение
1
0
]
0
1б
7
4
э
фото
Содержание обучения
1. Краткая
история возникновения
фотографии, основные
фотографические направления
Актуальные тенденции в современном искусстве и искусстве фотографии.
Основные фотографические направления, эстетические принципы, процессы
практики.
и
Устройство фотоаппаратуры и осветительной аппаратуры Виды, свойства и
способы использования фотоматериыIов.
Пракmuческuе заняmu,я. Изучение профессиональной деятельности,
фотогр афические изображения, фотогр афического оборулов ания (съемочн ое,
осветительное, лабораторное), фотографические технологии, в том числе
инновационные, услуги в области фотографии. Моделируются основные
элементы разных видов профессиональной деятельности.
2. Устройство фотоаппарата.
Устройство фотокамеры. Экспозиция камеры: выдержка, диафрагма,
чувствительность.
Пракmuческuе заняmuя. Освоить приемы настройки фотокамеры.
Знакомство с режимами съемки: ручной режим, режим приоритета
диафрагмы, режим приоритета выдержки
3. Композиция фотокадра.
Чmо mакое колчlпозuцuя
Слово произошло от латинского термина compositio. ,Щословно это
составление, соединение частей. Поэтому можно сказать, что основы
композиции
это правила, позволяющие гармонично размещать и
комбинировать предметы для создания целостного рисунка.
портретнои
Пракmшческuе заняmuя. Отработка приемов
композиционной фотографии. Выбор характерной позы, четкость рук и
жестов, выражение лица и глаз, выбор фона и композиции.
наглядное использование правила третей в
композиции
на
фотографии.
4. Фотосъёмка пейзажа
Максимальное использование глубины резкости
использование штатива
Поиск смысловаго центра композиции
Передний план композиции пейзажа
Пракmuческuе заняmuя. Настройка фотокамеры
на
максимальную
глубину резкости.
Устройство штатива и монопода
Фокусировка внимания на здание или сооружение, на дерево
интересной формы, ваJIун.
5.
Фотосъемка краеведческих объектов.
Фотосъемка у памятных мест.
Съемка на фоне архитектурных ансамблей, исторических зданий и
памятников, монументальной скульптуры.
Ifель - сохранить память об увиденном и запечатлеть себя на таком
фоне.
Пракmuческuе заняmuя. Передать на фотоснимке человека и фоп
изображения без явных перспективных сокращений, как сохранить
масштабность и красоту объекта.
7.
-
Обработка фотографий в фоторедакторе.
Обзор Фоторедакторов.
Обработка фото: пошаговый план
Прокmuческuе заняmuп Выбираем лучшее и открываем Photoshop.
Подготовить фотографию для даJIьнейшей ретуши
подправить яркость, если фотография слишком тёмная или слишком
:
светлая;
- выставить правильный баланс белого, если фотография желтит, зеленит,
синит, краснит;
- уменьшить шумы изображения;
- изменить отдельные цвета, их яркость и насыщенность во вкладке.
8.
Путешествие с цифровой фотокамерой.
Обзор компактных фотокамер.
Советы для путешествующих с фотоаппаратом
Защита от атмосферных воздействий
Пракmuческuе заняmuя. Просмотр презентации <<Фотография в
путешествии). Проба сфотографироваться на фоне не всей
достопримечателъности, а какой-то ее части.
III.
Планируемые результаты
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Первоначапьная диагностика проводится в начаJIе освоения программы
при поступлении в объединение, когда проводится первичное собеседОВание,
тестирование общих знаний, беседы с родителями.
Программа предполагает три типа результатов, на формирование
которых она направлена метапредметные, предметные и личностные
результаты.
Метапредметные результаты
- выявление закономерностей и противоречий в рассматриваемых фактах
и наблюдениях с учетом предложенных заданий;
- прогнозирование возможного дальнейшего рЕLзвития;
- формулирование суждений, высказывание своей точки зрения по
:
р€}зличным
вопросам в устных и письменных текстах;
- планирование совместной работы, определение своей
роли,
координирование своих действий с другими членами команды.
Личностные результаты
-проявJIение интереса к познанию природы и культурным традициям
:
родного края;
-освоение базовых знаний и навыков фотографии на местности.
Минимум знаний, умений и навыков обучающихся по программе
Ns
п/п
1
Название
р€tзделов и тем
Знания
История
возникновения
Краткая история
возникновения
фотографии
фотографии,
способы ее
получения.
Умения
и навыки
Владеть представлением о
устройство фотоаппаратуры
и осветительной аппаратуры
J\ъ
п/п
2
Название
разделов и тем
Устройство
фотоаппарата
a
Композиция
фотокадра.
Умения
Знания
и навыки
Освоить приемы настройки
Экспозиция
камеры: выдержка, фотокамеры. Знакомство с
режимами съемки: ручной
диафрагма,
режим, режим приоритета
чувствительность.
режим
диафрагмы,
приоритета выдержки
Правильное размещение
Правила,
позволяющие
гармонично
рЕвмещать
объекта фотосъемки в кадре
и
комбинировать
предметы
4
5
Фотосъёмка
пейзажа
Фотосъемка
краеведческих
объектов
6
Обработка
7
фотографий в
фоторедакторе
Путешествие с
цифровой
для
создания целостного
рисунка.
Изменение восприятия и
Выбор объекта
наполнение кадра в
зависимости от времени
Выбор объекта
Изучение панели
инструментов
Пешеходная
проryлка
фотокамерой
8
Создание группы Создание группы
социаJIьных сетях
и размещение
фоторабот в
социЕtльных
сетях
суток
Изменение восприятия и
наполнение кадра в
зависимости от времени
суток
Отработка основных
приемов ретуши фотографий
Отработка приемов
репортажной и
художественнлой
фотосъемки
Размещение своих
фоторабот и комментариев к
ним
IV. Организационно-педагогические условия
реализации программы
Календарный учебный график
Календарный учебный график составляется на конкретный учебный
период (месяц,) для конкретного объединения.
Календарный учебный график оформляется в виде таблицы:
н
ц
о
о
<{
J\b
пl
д
п
о
Б
о
Ёl
Время
проведения
занятия
8ý
Аа
9ф
to
оý
ц
Тема
занятия
(ýБк
So
Бо.
яБ
оE{
оо
до
vo
а.
Материально-техническое обеспечение
Для реаJIизации программы необходимо следующее материаJIьно-
техническое обеспечение
Щля педагога (на весь период обучения):
- Кабинет для теоретических занятий с 15-20 посадочными местами для
обучающихся и 1 посадочным местом и учебным столом для педагога;
- компьютер с выходом в Интернет;
:
- МФУ;
- Проектор с экраном, Интерактивная доска;
- Фотоаппарат со сменными объективами;
- Карты памяти;
-
Программное обеспечение (Adobe Lightroom, Adobe Photoshop (и
аналогов));
- Комплект студийного осветительного оборудов ания;
- Фотовспышка.
Формы аттестации
Оценка эффективности программы проходит в два этапа
промежуточная и итоговм аттестация:
- промежуточная аттестация проводится после изучения каждого
модуля программы в виде опроса и тестовых заданий, диктантов
и
т.д.
- итоговая аттестация засчитывается при результативном участии
обучающихся в создании и размещении фоторабот в социаJIьных сетях.
Контрольно - оценочные материалы
Примеры заданий, используемые для промежуточной аттестации,
представлены в приложениях к программе.
Степень достижения результатов оценивается по трем уровням:
нtlзкuЙ уровень: обучающиЙся выполняет задания, обязанности
в походе по инструкции, под руководством педагога, без желания участвует в
общественно полезных делах;
среdнuй уровень: обуlающийся выполняет задания, обязанности
в походе при консультативной помощи педагога, охотно участвует
в
в походе самостоятельно, сам проявляет творчество И инициативу
в
общественно полезных делах, но сам не проявляет инициативы;
вьtсокuЙ уровень: обучающийся выполняет задание, обязанности
организации общественно полезных дел.
Методическое обеспечение
Принципы и методы обучения:
Связь обучения с практикой
процесс обуlения стимулирует обучающихся использовать полученные
знания в выполнении практических задач в изучении
родного крzш.
Систематичность и последовательность
Программа предусматривает обl^rение и усвоение знаний, выработку
умений и навыков в определенном порядке, который требует логического
системного построения, как содержания, так и самого процесса обучения. В
завершении обучения в форме несложной игры проводятся соревнования
квест, преследующие цель подведения итогов обучения на практике.
важно создать каждому обучающемуся ситуацию успеха, т.е.
условия,
при которых он ощущает свой интеллектуальный рост в
решении задач по
ориентированию на местности и топографии при выполнении практических
заданий. При этом необходимо отмечать позитивные сдвиги в
усвоении
каждым ребенком материаJIа, предусмотренного программой.
Щосryпность обучения
программа рассчитана на обучающихся в детских объединениях системы
дополнительного образования. Теоретические и практические занятия
предусмотрены в учебном помещении и на территории, окружающей
образовательную организацию. Практические задания выполняются на
территориях, прилегающих к местам проживания обучающихся.
Наглядность обучения
Использование наглядности должно быть в той мере, в какой она
способствуеТ формированию знаний и
умений, развитию мыIIIJIени;I, она не
должна перегружать процесс обуlения. ЩемонстрациrI
презентаций,
телекоммуникационной сети <интернет) и
работа с предметами, планами и
картами, должнЫ вестИ к очередНой ступени
р€lзвития, стимулировать рЕlзвитие
мышления и закрепление полученных знаний.
.Щидактический материал
основные формы занятий - беседы, практические занятия, выставки,
экскурси" и Др. С целью обеспечения комфортной эмоциональной среды,
занятия проводятся с переключением видов деятелъности, С Игровыми
моментами (соответственно возрасту учащихся). Форма организации
занятий групповая и по звеньям, что позволяет педагоry уделить внимание
каждому обучающемуся с учетом его возраста, склонностей, уже
имеющегося опыта, уровня развития и темпа усвоения знаний.
основные методы работы для реаJIизации программы - объяснительноилJIюстративный и репродуктивный.
Большое значение в обучении фотоделу занимают съемки в
классических жанрах: портрет, пейзаж (городской, вечерний, горный,
морской), жанровые снимки (праздники, спорт и др), репортаж (экскурсии на
выставку, в музей, школу), натюрморт, макросъемка (растениЯ, НаСеКОМЫе И
т.п.), обозначенные в фотоконкурсах.
Часть съемок организуется на уJIице, особенно в солнечные ДНИ, ЧТО
заодно способствует оздоровЛению и отдыхУ детей, в пределах 1-100 м от
класса. Учебные съемки проводятся также и в помещении, в зависиМосТИ ОТ
темы, но без применения специального лабораторного
осветиТеЛЬнОГО
оборулов ания (из-за его отсутствия).
Распечатка фоторабот для обучения производится на цветном
принтере.
В качестве дидактических материшIов используются
:
_ тесты для проверки знаний по фотодепу (технические термины,
названия, детаJIи фотоаппаратуры)
;
_ тематические карточки (снаряжение фотографа, области примеНения
фотографии, фотословарь, фотография и компьютерная графика,
технология сканографии и цифровой обработки фотографий с элемеНТаМи
дизайна, б наборов);
- викторины по фотоделу;
- методические разработки практических работ;
В качестве наглядных пособий используются: презентации по исТориИ
фотографии, альбом по истории города (650 лет Калуге>>, коллекция
фотоаппаратов бlу разных типов, кинокамера бlу, фотооборудование,
журналы по фотографии и компьютерам ( - М.: Эксмо,201l
6. Профессион€lльная проба: проектирование
проектирование и технология
технология проведения.
пDове
Составитель: о.ю. Елькина - Новокузнецк, 2о17
ж.п.
Черкасова, н.А. Баева, н.с. Косотурова, И.В.оСанникова, А.п.
Мотаевская, н.г. Бухарова, А.ю.rСоболева, л.А. Иванова <Организ ация
профессиональных проб в общеобразовательной школе)). Меiодические
7.
рекомендации
- Черемхово, 2017
8. Питер Коуп - <Азбука фотосъемки дпя детей: Щифровые и пленочные
камеры), Арт-Родник, 2006 г.
Приложение ЛЬ
1
Термины и определения:
Фотограф - это человек, способный с помощью фотокамеры
запечатлеть удивительные моменты жизни и сохраняет частицу всего
внутреннего мира в своих работах.
созданием фотографий.
Блоггеры в современном понимании
- это отдельнм категория СМИ.