области
министерство образования и науки Калупсской
образова
бюджсетНое учреЖдение дополнительного
ГосуларСтвенное
_ч.'lКалУжскойобластиДетско.юноFIескийценТр
н
ия
,**t*тЁкSJff#ffъffiffiсий
ffSл.Ц,ДF
Ctl
Ю)
2024 г,
Протокол от
педагогического совета
Ns
4
кКОЦТК и Э>
Г.Н. Пугачев
2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБIЦЕОБР
ОБIЦЕРАЗВИВАЮIЦАЯ ПРОГРАММА
КОСНОВЫ СКАЛОЛАЗАНИЯ>>
Направленность : физкультурно-спортивная
Уровень: начальный
Возраст обучающихся: 10 - 17 лет
Срок реализации - 1б часов
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Сафонова Елена Владимировна
Калуга -2024 r.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
[ополнительная общеобразовательная общеразвивающаJ{ программа
<основы скаJIолазания)) разработана на основании следующих нормативных
документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ (Об образовании в Российской Федерации);
- Постановление
Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. <Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 кСанитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания, Обу^rения, отдыха и оздоровления детей и молодежи));
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 марта 2о22
года N 678-р. КонцепЦия р€ввИтия допОлнительного образования детей до 20З0
года;
- Порядок организации и осуществления образоватепьной деятельности по
дополнительным общеобр€вовательным программам (приказ Минпросвещения
России от 27.07.22 Jъ 629) (далее - Порядок Приказа Минпросвещения .119 629);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
(приложение к письму Щепартамента государственной политики в сфере
воспитаНия детеЙ и молодежи Министерства образования и науки РФ 18.1 1 .201 5
г. j\b 09-32aD;
- Устав
ГБУ ДО КО ДЮЦ <КОЦТК и
Э>.
.ЩаннаЯ програмМа рассматриваетСя каК начальнЫй
этап обучения детей
основам ск€lJIол€lз ания.
скалолазание - вид спорта и вид активного отдыха, который заключается в
лЕ}зании по естественному (скалы) или искусственному (скалодром)
рельефу.
ЗародивШись каК рЕвновиДностЬ аJIьпинизма, ск€UIолазание в настоящее время самостоятельный вид спорта, включенный в программу Олимпийских игр. В
соответствии С Международными правилами соревнования по спортивному
скалолазанию проводятся по следующим дисципJIинам
:
- лазание на трудность;
_
л€вание на скорость;
- боулдеринг.
В настоящее время большинство соревнований по ск€Lлолазанию
проводятся на скаJIодромах. Это создаёт равные условия для всех
участников,
способствует привлечению зрителей, представителей средств массовой
информации, решает проблему сохранения природной среды, а также
значителъноЙ мере позволяет уменьшить влияние погодных
условий.
в
.Щополнительная общеразвивающая программа <Основы скаJIолазания))
яВЛяется модифицированноЙ, разработанн.оЙ с учетом создания оптимальных
условии для всестороннего развития и самореаJIизации школьников,
формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в процессе
физкультурно-спортивной деятепьности.
.ЩаННаЯ ПРоГраМма имеет физкультурно-спортивную направленность и
соответствует начальному уровню освоения программы.
АКТУальНость разработки данной программы обусловлена активным
РаЗВитием и ростом популярности детско-юношеского туризма и ск€Lлол€вания,
в частности.
ПеДагОгическая целесообразность реализации данной программы
ПОЗВОЛяеТ расширить знания и умения обучающихся, получить представления о
ПРИМеНении навыков ск€tлолЕвания в профессиональной деятельности,
РаЗНООбРЕВИТЬ Процесс обучения и рЕввить заинтересованность к данному виду
спорта.
ОТЛИЧИтельной особенностью программы является изучение основных
терминов и понятий, обучение базовым двигательным действиям и приемам
ЛЕ}ЗаНИЯ,
ВКлЮчая
(игры
тактику
с
элементами
ск€шолазания1
элементы
спортивных игр на рсввитие координационных способностей, имитация
приемов ск€шолазания
на спортивных стенках и скаJIодромах) в короткие сроки.
ВОЗРаСТНаЯ категория
проводиться в р€вновозрастных
обучающихся 10-17 лет. Занятия
могут
группах, численный состав- 15 человек.
возможно обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
(дети С нарушением слуха, дети с нарушением речи, дети с нарушением
.
опорно-Двигательного аппарата, способные передвигаться самостоятельно) по
скорректированным программам.
СРОК Реализации программы - 1 месяц. Общее количество часов - l6.
Форма И режим занятий. Занятия проводятся с полным составом
учебного объединения, но по мере роста опыта обучающихся следует делать
больший упор на групповые (5 - 7 человек) и индивидуаJIьные занятия.
занятия проводятся2раза в неделю по 2 часа (длительность занятия 2 по
45 минут, с перерывами по 10 минут).
Формы проведения занятий разнообр€Lзные:
теоретические
практические занятия в учебном классе и на скалодроме; соревнования.
(DopMa обучения
- очная. Щистанционное обучение не предусмотрено.
Язык реализации программы - русский.
программы
щель программы - формирование культуры здорового и безопасного
образа жизни, р€ввитие физических качеств и двигательных способностей
1.2. Щель и задачи
обучающихся через занятия спортивным скЕLлолЕванием.
Задачи программы:
1. Развивающие:
- содеЙствовать гармоничному
физическому развитию обучающихся;
- р€lзвивать
-
физические качества: выносливость, скорость, равновесие;
соДеЙствовать р€tзвитию психических процессов: памяти, внимания,
мышления;
-
фОРМИроВаТЬ и сохранять высокий уровень общей и специальной
работоспособности обlчающихся ;
- фОРМирОВать познавательный интерес и р€}звивать познавательные
способности.
2. Воспитательные:
- ВОСПИТЫВатЬ мор€Lльно-волевые
и т.д.)i
качества (целеустремленность, силу воли
- ВОСПиТывать духовно-нравственные качества (отзывчивость, честность и
т.д.);
3. Образовательные:
- Овладеть основными терминами и понятиями вида спорта _ скалолазание;
- овладеть основными умениями и базовыми приемами скЕtлол€Iзания.
1.3. Содерж(ание программы
учебный план
кол-во часов
Nь
Наименование модулей
п/п
всего теория практика
1. tJводное занятие. Правила
2
1
поведения и техники
безопасности на зашIтIбIх.
Техника страховки
Uнаряжение и экипировка
спортсмена- ск€lJIол€в а
Характеристика
техники
3.
2.
5.
1
аттестации/
контроля
Опрос
1
1
0
Беседа
2
0
2
Ual l (оOщая физическая
2
0
2
UФII (специальнzul
2
0
2
2
0
2
1
1
0
НаблюдеFIие в
течение
тренировочного
процесса
Сдача
нормативов
Сдача
нормативов
Наблюдение в
течение
тренировочного
процесса
НаблюдеFIие в
,гечение
JIЕ}зания
4.
подготовка)
физическая подготовка)
l'ехническая подготовка
б.
I'актическая подготовка
8.
Формы
tJыполнение контрольных
нормативов. Участие в
2
0
2
тренироI]очноt,о
процесса
Сдача
соревнованиях
9.
восстановительные
мероприятия
итого
2
0
2
16
3
13
нормативов.
отслеживание
соревновательно
й активности и
результативност
и выступлений
на
соревнованиях
Самоконтроль
Содержание обучения
1. ВВОднОе ЗанятИе. Правила поведения и техники безопасности
на занятиях. Техника страховки
скалолазание как олимпийский вид спорта. Организация страховки и
обеспечение безопасности во время тренировки, обеспечение безопасности
при занятиях. Организация и требованиъ предъявляемые к страховке. Виды
и приемы страховки. Опасности
в
ск€Lлол€вании
субъективные
объективные. Меры по исключению субъективных и преодолению
объективных опасностей. ответственность каждого участника перед собой
и другими членами группы.
Пракmuческuе заняmuя
Коллективная выработка
решений в сложных ситуациях.
Моделирование жизненных ситуаций.
2. Снаряжение и
экипировка спортсмена-скалолаза
Снаряжение, применяемое ск€шолuвами на тренировках. Виды
снаряжения, их конструктивные особенности. Знакомство соспециальным
снаряжением скалолЕва. Оборудование нижней страховки. особенности
подбора обувио страховочной системы.
правила размещения предметов в рюкзаке. Требование к одежде и
обуви в зависимости от времени года и характера рельефа.
3. Характеристика техники лазания
Виды л€вания. Понятие зацепа, их формы, расположение,
использование. Приемы л€вания. Формы ск€tльного рельефа. Крутизна
рельефа. Зависимость техники лазания от крутизны рельефа. Понятие
траверса, особенНостИ движения траверсом. Спуск со ск€lлы. Способы спуска,
снаряжение, применяемое для спуска.
Пракmuческuе заняmuя
Упражнения на скЕLлодроме (не выше
М от уровня пола) с
гимнастической страховкой.
2
4. ОФП (общая физическая подготовка)
Влияние физических упражнений на р€ввитие р€вличных групп мышц и
физических качеств. Подбор комплекса упражнений.
Пракmuческuе заняmuя
Упражнения для пояса верхних конечностей: сгибание рук, в упоре
лежа; подтягивание на двух руках; подтягивание на руках, расположенных на
разной высоте; подтягивание на одной руке.
Упражнения для туловища в рЕIзличных исходных положениях на
формирование правильной осанки: наклоны, повороты и вращения туловища,
В положении лежа - поднимание и опускание ног, круговые движения одной
и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.
Упражнения для ног: различные маховые движения ногами,
приседания на обеих и на одной ноге, выпады с дополнительными
пружинящими движениями.
Упражнения с сопротивлением. Упражнения с предметами.
Упражнения с короткой и длинной скакалкой.
5.
СФП (специальная физическая подготовка)
Влияние физических упражнений на развитие рЕвличных групп мышц и
фИЗИческих качеств, необходимых для спортсмена-скаJIолаза. Подбор
комплекса упражнений.
ПракmuческLtе заняmuя
УПРажНения на р€ввитие выносливости. Упражнения на рЕввитие
бЫСТРОТЫ. Упражнения для рЕlзвития ловкости. Гимнастические упражнения
На РаЗлиЧных снарядах, требующие сложной координации движении.
УПРаЖнеНия на равновесие. Упражнения для р€ввития силы. Упражнения для
р€lзвития сипы отдельных мышечных групп.
б. Техническая подготовка
Техника - основа спортивного мастерства. Основы и элементы (фазы)
ТеХНики ВыпОлнения упражнений. Влияние техники на спортивный результат
И ее ИЗМенение в процессе многолетней тренировки, в период улучшения или
ухудшения условий занятий и соревнований.
ТеХНИКа работы рук: прием (липкие руки)), скрестные движения
РУКаМИ; сМена рук на зацепе; хваты (<активный>>, ((пассивный>>, подхват,
<откид>); прием ((хват в прыжке)).
Техника работы ног: различные виды ходьбы (на трении)) по
наклонной плоскости, передвижение по наклонным щитам без помощи Рук,
перешагивание, зашагивание; переменные шаги, прыжки, на вертикЕuIьном
щите ((на трении> с помоцFю рук, повороты на носках на
зацепах,
ПРиСеДание на носках с опусканием пятки, прием ((накат на ногу)), ((рЕ}зножка)),
(распор)).
УПРаЖнения для корпуса: горизонтЕ}пьное равновесие в висе лицом к
снаряду; горизонтЕlльное равновесие; кфлаг> (приведение тела в
горизонТаJIьное положение на шведской стенке)l подъем тулOвища (из
положения лежа на спине с приподнятыми ногами приподнимать верхнюю
часть туловища на 30 градусов.
Применение узлов, работа
требования
со
страховочным снаряжением:
к веревке, требования
к узлаМ (диаметР веревки основной и вспомогательной, ровный рисунок
узла).
Узлы для связывания веревок одинакового диаметра (морской,
академический).
Узлы для связывания веревок разного диаметра (шкотовый,
брамшкотовый).
Штыковые узлы (удавка, штык). Петли (проводник, проводник
восьмерка, бергшафт).
узлы для верхней и нижней страховки (проводник восьмерка
одним концом).
Практика применения
системе).
узлов (крепление
веревки
к опоре, к
Спуоковые устройства (>, соблюдение
острого угла веревки, крепление конца веревки, страховка в перчатках).
Пракmuческuе заняmuя
Учебно-тренировочные старты.
Тактическая подготовка
Содержание тактической подготовки,
7.
приемы. Чтение и разборка
учебных и соревновательных трасс.
взаимосвязъ техники и тактики при обуrении скалолазанию.
тактика поведениrI до старта, тактика ожидания своего стартового
номера, тактический анализ прохождения сильных спортсменов, подготовка
к финальным трассам.
Пракmuческuе заняmuя
учебно-тренировочные старты: тактика поведения до старта, тактика
ожидания своего стартового номера, тактический ан€Lлиз прохождения
сильных спортсменов, подготовка к финалъным трассам.
8. Выполнение контрольных
соревнованиях
ЛЪ п/п
1.1
Упражнения
Единица
Участие
нормативов.
измерения
Норматив
мальчики l девочки
с
не более
l. Нормативы общей ф"r".r..пой под.оrо"*"
Бег на З0 м
в
6,4
6,2
Бег на 1000 м
|.2.
не более
с
6,30
б,10
1.з.
1.4.
1.5.
Сгибание и разгибание
рук в упоре лежа на
полу
Наклон вперед из
положения стоя на
гимнастической скамье
(от уровня скамьи)
Челночный бег 3х10 м
количество раз
l0
см
не менее
5
не менее
-r2
+3
не более
с
10"0
1.6.
1.7
,
Прыжок в длину с
места толчком двумя
ногами
метание мяча весом
150 г
2.
2.1
2.2.
2.з.
2.4.
2.5.
см
10.2
не менее
130
м
не менее
19
Нормативы специальной физической подготовки
Фиксация попожения в
упоре лежа на
предплечьях
Исходное положение лежа на спине, ноги
согнуты в коленях на
ширине плеч, руки
согнуты и сцеплены в
замок за головой.
Поднимание туловища
до касания бедер и
опускание в исходное
положение за 30 с
Исходное положение вис хватом сверху на
высокой перекладине.
Фиксация положения
Исходное положение вис хватом сверху на
высокой перекладине.
силой сгибание и
разгибание рук, ноги
прямые
Исходное положение вис хватом сверху на
высокой перекладине.
Сгибание и разгибание
lз
не менее
с
30,0
количество раз
25,0
не менее
15
15
не менее
с
30,0
количество
l20
25,0
не менее
р€}з
2
количество
р€Lз
не менее
в
рук. Сгибание рук
выполнять до
пересечения
подбородком
не менее
Исходное попожение стоя на полу ноги
вместе, руки в
стороны. Отрывая ногу
от пола, стойка на
одной ноге, стопа
другой прижата к
колену. Фиксация
положения
Пракmuческuе заняmuя
Соревнования в учебной группе, соревнования клубного, городского и
областного уровней в дисциплинах трудность и боулдеринг, Разбор
возможных ошибок. Приемы исправления ошибок во время соревнований.
1
2.
Восстановительные мероприятия
Пракmuческuе заняmuя
проведение восстановитепьных процедур: гигиенический Душ, все виды
массажа, витаминизацию, внушение, специzlльные дьшательные упражнения,
1
.4.
Планируемые результаты
Метап редметные результаты :
выявление закономерностей и противоречий в тактикО-техническоЙ
подготовке;
зрения по
формулирование суждений, выскЕвывание своей точки
работы, определение своей
координирование своих действий с другими членами команды.
Личностные результаты :
достижение JIичностно-значимых результатов
в
роли,
физическом
совершенстве;
готовность оценивать свое поведение и поступки, а Также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм.
Предметные результаты
:
знание базовых понятий и терминов скалол€вания;
применение основных технических приемов скаJIолазания.
2. Организационно-педагогические условия реализации
2.1. Календарный учебный график
программы
КалендарныЙ учебный график составляется на конкретный учебный
период (месяц, четверть, полугодие и Т.Д.) для конкретного детского
объединения.
Календарный учебный график оформляется в виде таблицы:
к
J\9
о
о
о
пl
Ф
п
tЕЕ
Время
проведения
занятия
ýн
9в
iJK
!)a
фх
t! с)
н(в
viJ
Тема
занятия
оо
ё.о
аtr
(ýЧк
So
хо-
2.2. Условия реализации программы
2.2.1, Материально-техническое обеспечение
для реыIизации программы необходимо следующее материально-
техническое обеспечение
Для педагога (на весь период обучения):
:
кабинет для теоретических занятий с 15 посадочными местами для
обучающихсяи 1 посадочным местом и учебным столом для педагога;
-
- компьютер с выходом в Интернет;
- МФУ;
- проектор с экраном;
- канцелярские товары (цветные ручки и карандаши) пинейки, ножницы
и
т.д.);
-скаJIодром;
спортивное оборудование: страховка верхняя (3 набора, в каждый из
которых включены: статическая веревка, 2 шлямбурных уха, 4 карабина, 2
системы (поясные беседки взрослые и детские), восьмерка, 2 rри-гри; мат
-
амортизационный (4.5м*2.5м*0.3м) не менее 1 шт., магнезия;
- спортивный инвентарь: эспандеры, секундомер, мячи разного размера;
,Щля обучающихся (на период обучения):
- спортивная форма;
- наручные электронные часы.
2.2.2. Информационное обеспечение
http://c_f_r.ru. _ официальный сайт Федерации скаJIолазания России
2.2.3, Кадровое обеспечение
Педагог, реализующий программу <<основы скаJIолазания)), должен
иметЬ специаJIьную подготовку, соответствующую направленности
(профилю) дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой
обучающимися; опыт участия в соревнованиях по скалолазанию различного
уровня.
2.3. Формы аттестации
ПеРВОНаЧаJIьная диагностика проводится в начале освоения программы
при поступлении в объединение, кOгда провOдится первичное gобеседование,
тестирование, беседы с родителями.
Программа предполагает три типа результатов, на формирование
которых она
и личностные
результаты.
Оценка
промежуточная и итоговая аттестация:
- промежуточная аттестация проводится после изучения каждого модуля
программы в виде, опроса, тестирования и т.д.
_ итоговая аттестация засчитывается при
результативном участии
обучающихся в соревнованиях по скЕtлолЕванию.
.щанная краткосрочная программа не предусматривает выдачу документа
об обучении.
2.4. Контрольно
- оценочные материалы
степень достижения результатов оценивается по трем уровням:
нuзкuЙ уровенЬ: обучающийся выполняет задания, обязанности по
инструкции, под руководством педагога;
среdнuЙ уровенЬ: обучающийся выполняет задания, обязанности
при консультативной помощи педагога, охотно участвует в коллективных
мероприятиях, но сам не проявляет инициативы;
вьtсокuЙ уровенЬ: обучающийся выполняет задание, обязанности
самостоятельно, сам проявляет творчество и инициативу в организации
коллективных меропри ятий.
2.5 Методическое обеспечение
2.5,1. Приемы и методы реализации программы
щля осуществления учебно-познавательной деятельности используются
следующие методы:
- перцепТивныЙ (словесНый, наглядный, практический);
- гностический (иллюстративно-объяснительный,
репродуктивный,
проблемный, эвристический, исследовательский);
- логический (индуктивный, дедуктивный, продуктивный, конкретный,
абстрактный и т.д.);
- управленческий (разной степени самостоятельности).
основным является метод практического закрепления получаемых
знаний и навыков в соревнователъной деятельности.
2.5.2. Индивидуальный учебный план
в соответствии с локальными актами организации не предусматривается
обучение по индивидуальному учебному плану.
3. Список рекоменлуемой литературы
1.Байковский ю.в. особенности формирования и классификация
М.: Вертикаль, 2005
горных видов спорта (скалолазание, горный туризм).
2.Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных
соревнованиях. - М.: ФиС, 2000 г.
З.Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физичесКих качеств.
Высшм школц 2005
-М.: 4.Гусева
д.д. Вегетативный статус и функционыIьное состояние
сердца скаJIолазов. - М., 200З
5.колчанова в.п. Совершенствование подготовки начинающих
9-12 лет. Магистерская диссертация: дФК им. П.Ф. Лесгафта. ск€tлол€вов
Санкт-Петербург, 2001
6.малкин В.р. Управление психологической подготовкой в спорте.
Екатеринбург: Изд-во Уралъского университета, 200 1
-
Пиратинский А.Е. Техника спортивного
скаJIолазания. Екатеринбур., УГТУ - УПИ, 2000
8.Приказ Министерства спорта РФ от 1 июня 2021 г. N 393 "об
утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду
7.Подгорбунских
з.с.,
спорта "скалолазание"
9.Федотенкова т.п., Федотенков А.Г., Чистякова С.Г., Чистяков С.А.
Юные ск€Lлолазы/ Авторская программа. - М.,2003.