министерство образования и науки Калужской области
ГосударСтвенное бюджсетное
учре}кден ие допол н ительного образова
Калужской области детско-юношеский
центр
н
ия
КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР
ТУРИЗМА, КРАЕВЕДВНИЯ И ЭКСКУРСИЙ
Протокол от <<Ц>__Р9_2023 r.
Ns r'_ педагогического совета
(УТВЕРЖДАЮ>
.Щирекгор
ЦIДо#о дюц <кощтк и э>
K_QL> Dg '
2О23 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБ ЩЕ ОБРАЗ ОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
(УРОКИ ВЫЖИВАНИЯ В ПРИРОДНОЙ
СРЕДЕ>
Направленность
:
туристско-краеведческая
Уровень: ознакомительный
Возраст обучающихся: 8 - 18 лет
Срок реализации - 1б часов
Автор - составитель:
педагог дополнительного образования
сафонова Елена Владимироъп.
Калуга -2023 r,
оглавление
I.
Пояснительная записка
J
II. Содержание программы
5
ПI. Планируемые результаты
9
Iv.
Организационно-педагогические
программы
n
у.rrо""rffirrчц",
V.
Списокрекоменлуемойлитературы
VI.
Приложения
l2
16
20
Раздел 1. (кОМпЛЕкс
ПРоГРАММыD
1.1
осноВных ьРАкТЕРисТик
Пояснительная записка
.ЩОПОЛНиТельнЕш общеобразовательн€ш
общеразвивающаrI программа
<УрокИ выживания в природной среде) модифицированная, разработана в
соответствии с дополнительной общеразвивающей программой <<Безопасное
поведение в природной среде)) (автор А.Г. Маслов) и на основании следующих
нормативных документов
ФедеральныЙ закон Российской Федерации от 29 декабр я 2012 г.
27З-ФЗ <Об образовании в Российской Федерации>>;
:
N
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 202О г. коб утверждении аанитарных
правиЛ сП 2.4.з648-20 <Санитарно-эпидемиологиЧеские требования к
организации воспитаниЯ- Обуrения, отдыха и оздоровления детей и молодежи);
РаспоряЖениrI Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 года J\b 678-р. Концепция р€ц}витиrI дополнительного образования детей до
2030 год;
ПорядоК организации и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ
Минпросвещения России от 27.07.22 Jф 629) (далее
Порядок Приказа
Минпросвещения М 629);
-
прик€в
Минпросвещения
России
и
Минэкономр€ввития России от 19 декабря 2О|9 г. J\& 7O2l811 (об
утверждении
общих требований к организации и проведению в природной среде следующих
мероприятий с участием детей, являющихся членами организованной группы
несовершеннолетних туристов: прохождение туристских маршрутов, Других
маршрутов передвижения, походов, экспедиций, слетов и иных анаJIогичных
мероприятий, а также указанных мероприятий с участием организованных
групп детей, проводимых организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, и организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку
уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках
и длитеЛьностИ проведеНия таких мероприятий>>;
МетодиЧеские рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
(приложение к письму Щепартамента государственной .ron"r"*" в- сфере
воспитаниrI детей И молодежи Министерства образования и науки рФ
09-З2а);
Устав ГБУ ДО КО ДЮЦ <КОЦТК и Э>>.
Актуальность программы проявляется в необходимости обучения детей
безопасному поведению в природной среде. Увлечение современными
информационными технолоГиями, тотальная ориентациrI на цифровизацию,
обилие р€вличных приборов и приспособлений в быту изолирует детей
естественной природной среды. В результате они не имеют элементарных
18.11.2015 г.
J\гs
представлений о правилах поведения в природной среде, порядке действий в
случае возникновения экстремЕLльной ситуации.
угрозу жизни, здоровью человека или его имуществу; при этом ограниченаили
искJIючена возможность помощи со стороны.
образовательн€ш программа построена на принцице приобретения детьми
достатоЧногО минимума умений и навыков, необходимых для участия в
однодневном походе.
В первую очередь детям следует показать, что нахождение в природной
среде, в особенности в условиях автономии (поход) несет в себе массу
неожиданностей, на человека воздействуют некоторые неблагоприятные
факторы, часто вызывающие стрессовые ситуации.
только подготовленные туристы могут успешно и
безопасно
наслаждаться общением с природой и нейтрализовать или противодействовать
неблагоприятным факторам !
Обучающиеся познакомrIтся с процессом подготовки похода, с перечнем
необходимого личного и общественного снаряжениlI, используемого в походе.
необходимый минимум снаряжения И оборулования приводится в
Приложении l.
инваIIидов не предусмотрено, но возможна организация образовательного
процесса по дополнительной общеобразовательной программе с
учетом
особенностей психофизического р€Iзвития категорий обуlающихся согласно
медициНскиМ показаниlIм, для следующих нозологических групп:
- логопедические нарушения (фонетико-фонематическое недорzввитие
речи, заикание)
Срок реализации программы - 1 месяц. Общее количество часов _ 16.
Формы и режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа
(длительность занятия - 2 по 45 минут с перерывом 1 0 минут).
возможна ре€rлизация прогрaммы в течение лагерных смен в детских
оздоровительных лагерях и в городских лагерях на базе школ.
Форма обучения - очная. Щистанционное обучение не предусмотрено.
1.2. Щель и задачи
программы
поведения в природной среде.
в процессе обl^rениrl решаются следующие задачи:
Развивающие:
формирование культуры безопасного поведения в природной среде;
воздействующих факторов;
Образовательные:
1.3. Содержание
программы
учебный план
всего часов
Nb
п/п
Практика
,
м9
2.
Факторы и стрессоры выживания
в природных условиях
Снаряжение, необходимое
туристам в походе
1
lЁ
ц
99
х
FF
Ф
l
Формы
Тема
Ф
5а
1
*g9
Ёе.iл
0
лл:
0
аттестации
и коtIтроля
Устный
опрос
Игра
2
1
0
1
<Собери
рюкзаю)
з.
Правила поведениlI rIастников
туристской (экскурсионной)
группы на маршруте
4.
Обеспечение безопасности при
проведении туристских походов,
соревнований
4
1
0
л
J
Участие в
4
1
2
1
copeBHoBaHI
ях
Ориентирование на местности
5
Наблюдениt
Участие в
J
l
1
1
соревнован[
ях
,Щействия в сл)пrае потери
6.
ориентировки, отставаниrI от
группы.
1
1
0
0
Тест
7.
Итоговый контроль
ИТоГо:
1.
1
0
1
0
1б
б
4
б
Однодневнь
й поход
Содержание обучения
Факторы и стрессоры выживания в природных условиях
выживания. Пять групп факторов выживания: личностные, межличностные,
природные, матери€lльные и постприродные (возникающие от общения с
природой).
личностные факторы. Жизнь человека в условиях автономного
существования зависит от состояния его здоровья, воли,
решительности,
изобретательности, собранности' выносливости. Но он должен ещё обладать
знаниями и умениrIми, позволяющими ему безопасно действовать в природных
условиях и выживать в условиях автономного существования.
ФакторЫ межличностных отношений.
Щаже хорошо подготовленные
юные туристы могут окЕваться в критической ситуации, если взаимоотношения
между ними напряженные. В каждой детской группе неизбежно появляется
неформальный лидер.
Природные факторы. Большое влияние
на состояние
ок€Lзывают природные факторы: температура и влажность
атмосферное давление, солнечная радиация, ветер,
флора
человека
воздуха,
и
фауна
(растительный и животный мир), источники воды,
релъеф местности.
Материальные факторы _ ЭТо факторы, обеспечиВаЮЩие ЗаЩиТУ
человека от влияНиrI окружающей среды: одежда и обувь; средства связи и
навигации; снаряжение и различные подрrrные средства.
постприродные факторы возникают в результате воздействия на
человека кJIиматических особенностей окружающей местности: тепловые
удары и обморожения; отравления; горнuш болезнь; различные травмы и острые
психиче ские состо яния, вызванные нахождением в экстремальной ситуации.
к этой же группе относят так н€вываемые стрессоры выживания.
Холоd, сюара, еолоd, acaacda, фuзuческая боль, переуmоJwленLlе
- источники
напряжениЯ человека
прИ нахождении В природной среде.
Сmрах,
о d uн о ч е с mв о,
у н ы нuе возникают при возникновении экстремЕtльных ситуаций.
2. Снаряжение, необходимоетуристам в походе
ТеОРuЯ. Личное снаряжение туриста, требования к нему. Одежда и обувь
туриста. Типы рюкзаков, спЕUIъных мешков, преимущества и недостатки.
Правила размещениlI предметов в рюкзаке.
групповое снаряжение для 1-2x дневного похода, требования к нему.
Типы пшIаток, их н€вначение, преимущества и недостатки. Походная посуда
для приготоВления пищи. Топоры, пилы. Состав и назначение ремонтной
аптечки. Хозяйственный набор: оборудование для костра, рукавицы, ножи,
половник и др.
Пракmuческце заняmuя:
Укладка рюкзака, подгонка снаряжения.
3.
Правила поведения участников туристской (экскурсионной)
группы на маршруте
Теорuя. ПорядоК движениЯ |руппЫ на маршруте. ТуристскиЙ строй.
режим движения, темп. обязанности направляющего и замыкающего в группе.
Режим ходового дня.
правила поведениrI во BpeMrI экскурсии, при осмотре краеведческих
объектов.
щвижение по дорогам, тропам, по ровной и пересеченной местности, по
лесу, кустарнику, через завалы, по заболоченной местности, по травянистым
склонам. Щвижение вдоль дорог, по населенному пункту.
Организация быта. ЭкологическЕUI и противопожарная безопасность.
Пракmuческuе заняmuя:
Отработка
движения колонной. Соблюдение режима движения.
отработка техники движения вдоль дорог, по тропам, по пересеченной
местности: по лесу, через заросли кустарников, заваJIы, по заболоченной
местности.
развертывание и свертывание лагеря. Установка п€uIатки. Организация
питания. Соблюдение мер противопожарной и экологической безопасности.
4. ОбеСПеЧеНИе беЗОпасности при проведении туристских походов,
экскурсий
теорuя.,щисциплина в походе и на занятиях основа безопасности.
Причины возникновения экстремальных ситуаций в природной среде.
опасности в туризме: субъективные и объективные.
Субъективные опасности: недисциплинированность, недостаточнаrI
физическая, техническая, мор€шьно-волевая подготовка участников похода,
слабая предпоходная подготовка (нехватка продуктов, недостаток сведений о
раионе похода, неточный картографический матери€tл, некачественное
снаряжение), переоценка сил группы
недооценка встречающихся
препятствий, пренебрежение страховкой и ослабление внимания на простых
участках маршрута, неумение оперативно ок€вать правильную первую помощь
пострадавшему, небрежное обращение с огнем и горячей пищей.
объективные опасности: резкое изменение погоды, все технически
сложные участки, гипоксия (горная болезнь), солнечные ожоги в горах и на
снегу, ядовитые животные и насекомые, стихийные бедствия.
меры безопасности при проведении занятий в помещении, на
улице.
правила поведениrI при переездах группы на транспорте.
Iчlеры безопасности и техника преодоления естественных
препятствий.
Организация
самостраховки. Правила
пользования
ЕLпьпенштоком.
использование простейших узлов и техник а их вязания.
правила поведениrI в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения
с местным населением.
Пракmuческuе заняmuя:
Отработка техники преодоления естественных препятствий: скJIонов,
подъемов. Использование €tльпенштока на склонах. Организация
переправы по
бревну с самостраховкой. Участие в соревнованиях по технике
пешеходного
туризма.
5. Ориентирование на местности
теорuя.
ТопографическаrI
и
спортивная карты. Масштаб.
топографические знаки. Группы топознаков. Изображение
рельефа на карте.
Азимут. Компас. Правила обращения с компасом. Ориентир, что
может
служить ориентиром.,.Щвижение по азимуту.
четыре действия с
компасом: определение сторон горизонта,
ориентирование карты, прям€ш и обратнЕUI засечка.
ориентирование с помощъю карты и компаса в походе. Виды
ориентиров:
линейные, точечные, звуковой ориентир, ориентир-целъ,
ориентир маяк.
Необходимость непрерывного чтениrI карты. Способы определения
точек
стояния на карте (привязки). .Щвижение по азимуту в походе,
обход
препятсТвий, сохРанение общегО заданноГо направ ления,
исполъзование солнца
и тени, .щвижение по легенде (с помощью подробного текстового описания
пути).
Пракmuческuе заняmuя:
ориентирование карты по компасу и по местным предметам.
ОриентиРование на местНости с помощью карты и компаса.
Прохождение
дистанциЙ группами, В одиночку. Тренировки на Спортивном лабиринте.
знакомство с маршрутом предстоящего туристского похода.
Соревнования по
ориентированию (<.rо выбору> или ((заданное направление>>)
на территории
образовательной организа ции или в её окрестностях.
6..щействия в случае потерп ориентировки, отставания от группы.
теорuя. Причины, приводящие к потере ориентировки.
порядок действий в случае потери ориентировки:
прекращение
ДВИЖеНИЯ, аНаЛИЗ ПРОЙДеННОГО ПУТИ, Поиск сходной,
параллельной ситуации на
карте, попытка найти опорные ориентиры и подтвердить
свои предположения.
необходимость выхода на крупные линейные
или площадные ориентиры.
использование троп, идущих в нужном направлении,
движение по
генер€Lльному
€tзимуту.
.Щвижение вдоль ручьев, рек, выход к жилью.
определение сторон горизонта по небесным светилам
и местным
предметам.
поведение членов цруппы, необходимость жесткой
дисциплины и
отсутствия
паники.
Щействия туриста при отставании от |руппы.
7. Итоговый контроль
однодневный походный маршрут протяженностъю
использованием плана местности (легенды)
или спорткарты.
до 4 км.
С
[.4. Планируемые
результаты освоения программы:
программа предполагает три типа
результатов, на формирование которых
она направлена метапредметные,
предметные и личностные
результаты.
Метапредметные результаты :
- соблюДение правил безопасности в природной среде;
- выявление и характеристика существенных признаков
природных
объектов
и явлений;
Личностные резулътаты :
_проявление интереса
к познанию природы и культурным традициям
родного края;
-готовность к выполнению обязанностей гражданина
и реаJIизации его
прав,
уважение прав и свобод и законных интересов
других людей.
Предметные резулътаты
:
-совместное выполнение пор}чений в микрогруппах;
_определение способов
передвижения группы в зависимости от
рельефа;
-органиЗациЯ безопасной страховки и самостраховки
при преодолении
естественных прешIтствий.
Минимум
Название
знанийl
}мений
и навыков
умения и навыки
разделов и тем
Факторы и
стрессоры
выживания в
природных
ГIять групп факторов
выживания и
стрессоры выживания
условиях
Снаряжение,
необходимое
туристам в походе
Требования,
предъявляемые к
туристскому
снаряжению.
Переченъ личного и
уметъ составить список
необходимого
снаряжения для похода
выходного дня. Владетъ
навыками укладки
рюкзака и ухода за
|руппового
снаряжением
снаряжения для
походов выходного дня
Правила
поведениrI
участников
туристской
(экскурсионной)
группы на
маршруте
Основные правила
движения |руппы на
маршруте. Общие
характеристики
естественных
препятствий и правила
их преодоления.
обязанности
направляющего и
замыкающего в группе.
Владетъ навыками
передвижения в составе
группы по различному
равнинному рельефу,
растительности,
преодоления несложных
естественных
препятствий.
выполнятъ обязанности
направляющего и
замыкающего в группе
Название
умения и навыки
разделов и тем
обеспечение
безопасности при
проведении
туристских
походов,
экскурсий
Меры безопасности
при проведении
тренировочных
занятий и в походе,
при преодолении
естественных
препятствий.
Владеть навыками
самостраховки
€Lпъпенштоком,
вязатъ
узлы: ткацкий, прямой,
проводник, восьмерка,
булинъ
Правила поведениrI в
населенных пунктах
Ориентирование
на местности
понятие о масштабе
карты. Различия
топографических и
спортивных карт
Группы условных
знаков. Изображение
Уметъ определять
масштаб и расстояние по
картам.
иметь навыки чтения
карты, определения
рельефа по
релъефа на карте.
горизонт€UIям.
Понятие €вимута и его
иметь навыки
определение.
Компас. Четыре
действия с комцасом.
Понятие ((ориентир).
Виды ориентиров.
Способы
ориентирования с
помощью карты и
компаса в походе.
,Щвижение по €Lзимуту
в походе, обход
препятствий.
!вижение по легенде.
измерения и построениrI
€вимутов
иметь навыки
выполнения четырех
действий с компасом.
Уметь двигаться по
азимуту с помощью
компаса.
Владеть навыками
определения точки
стояния и движения по
маршруту с помощью
карты и компаса. Уметь
двигаться по маршруту с
использованием легенды
маршрута
Название
умения и навыки
разделов и тем
Щействия в сл}п{ае
потери
ориентировки,
отставания от
группы
Определение сторон
горизонта по
небесным светилам и
местным предметам.
Порядок действий в
случае потери
ориентировки,
отставаниjI от группы.
Сохранение
раздел 2. Организационно-педагогические
реализации программы
условия
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график составляется на конкретный
период (месяц, четверть, полугодие и т.д.) для по"прЪrrrо.о учебный
детского
объединения.
Календарный уlебный график оформляется в виде таблицы:
к
Время
проведения
занятия
Тема
занятия
оЕ
tr с)
od
оо
до
о.
2.2 Условия реализации программы
материально-техническое обеспечение
реализации программы
J\ъ
наименование
п/п
l
Палатка туристск€uI
Кол-во
единиц
Компл. на
группу
1
l5
2
15
a
J
15
4
Компл.
5
Компл.
6
2
7
2 шт.
8
1
9
2 компл.
i0
11
12
15
\.trкундомер электронный
1б
Компас *"дпоББй-
19
20
21
22
2з
aд
La
25
26
27
2в
29
30
1
шт.
Компл.
14
l8
шт.
2 шт.
1з
l7
1
Компл.
2 шт.
Компл.
Компл.
Компл.
1
шт.
3 шт.
2 шт.
Компл.
Компл.
Компл.
Компл.
Компл.
Компл.
10 шт.
1
шт.
Компл.
Гhlаншет для глазомерной
.r.r*r r..Б**
Щалъномер простейший
Экран демонстрационный
Карандаши цветные, чертежные
Транспортир
Карты топографические
учеОные
Условные знаки спортивн"r" *up"
Условные знаки топо.рч6"ЙЙfrТ
учебные плакаты <Туристские
узлы)
Карты .порrrЙые, планыnn..r"ЙЙ,
ппЙ,
микрорайона школы, карты
своей местности
весы напольные
Компьютер, принтер, сканер
рекомендуемый перечень личного
ryристского снаряжения обучающегося
1. Рюкзак
2, Туристские ботинки или обувъ
на твердой подошве
3.
4.
5.
6.
Головнойубор
Куртка и брюки (ветрозащитный
костюм)
Спортивныйтренировочныйкостюм
:о.
S:]:""reИ
DЛОКНОТ
9.
10,
Обувъ спортивная (типа шиповки)
принадлежности (тарелка, кружка,
ложка)
РrrКа
Мазь от кровососущих насекомых
Носки Iцерстяные 2пары, хлопчатобумажны
-
е
-
2пары.
Информационное обеспечение
управления MIIC России по Калужской
области
_! !
l
.
/
Педагог, ре€lJIизующий
- сайт Главного
1
4l8/ - уроки выживания
кчдроuое обеспечение
Программу <Уроки выживания
в
природной
среде)), должен
иметь
специzLльную подготовку,
соответствующую
направленности (профилю) дополнительной общеобразовательной
программы,
осваиваемой обу"rающимися; опыт r{астия в соревнованиях по спортивному
туризму и ориентированию р€lзличного
уровня.
2.3. Формы аттестации
оценка эффективности программы проходит в
два этапа
промежуточная и итоговая аттестация:
_ промежуточн€ш аттестация
проводится после изучения каждого модуля
программы в форме педагогического наблюдения, беседы с обучающимися,
наблюдений при проведении практических занятий и соревнований.
- итоговый контроль засчитывается в виде однодневного туристского
похода при условии безопасного поведения обуrающихся.
_ ,,,щанная краткосрочн€ш программа не предусматривает выдачу документа
об обуrении.
2.4. Контрольно
- оценочные материалы
примеры заданий, используемые для промежуточной
аттестации,
представлены в приложениях к про|рамме.
Степень достижениJI результатов оценивается по трем
уровням:
нllзкаЙ уровенЬ: обуrаЮщийся выполняет задания, обязанности
в
походе по инструкции, под
руководством педагога, без желания участвует в
общественно полезных делах;
среdнаЙ уровень: обучаюЩийся выполняет задания,
обязанности в
походе при консультативной помощи педагога, охотно
участвует
общественно
в
полезных делах, но сам не проявляет инициативы;
вьtсокuЙ уровенЬ: обучаЮщийся выполняет задание,
обязанности в
походе самостоятельно, сам проявляет творчество
и инициативу в организации
общественно полезных дел.
2.5. Методическое обеспечение
Принципы обучен ия и воспитания
обучение по данной Программе строится на следующих
принципах
обучения и воспитания:
- Принцип культуросообразности (учет
условий, в которых находится
человек, а также культуры данного общества).
- Принцип гумани3ации (последоuчraп""оa отношение педагога
к
обучаюЩемусЯ каК К ответственному И самостоятельному
субъекту
собственного развития, ryманный *upunr"p отношений
между участниками
ОбРаЗОВаТеЛЬНОй ДеЯТеЛЬНОсти. РеализацЪя
этого принципа оказывает
существенное влияние на становление
социаJIизации).
человека, на все аспекты его
- Принцип лифференциации (учёт возрастных и
индивидуальных
особенностей обучающихся).
- Принцип персонификации (учёт личностных характеристик
возможностей обучающихся).
и
- Принцип коллективности социального воспитания (социальное
воспитание' осуществляясь В коллективе, даёт человеку опыт
жизни в
обществе, создаёт условия для позитивно направленных
самопозн ания,
самоопределениrI' саморе€rпизации И самоутверждения, а
В целом - для
приобретениrI
опыта адаптации и обособления в обществеj.
- Принцип научности обучения (обеспечение освоения
обучающимися
знаний путём научного док€вательства, вовлечения обучающихся
в
деятельность по решению познавательных задач и в научно-поисковую
деятельность).
- Принцип систематичности и последовательности (знания,
умения и
навыки формируются в системе, в определенном порядке)
- Принцип доступности (построение обучения на
уровне
L
vJrJдvд\
реЕUIьных
r
mrDIlDlZ\,
J
физических' морЕLльных перегрузок, отрицательно ск€вывающихся на их
физическом и психическом здоровье).
- Принцип
наглядности (обуrение
с
опорой на чувственный опыт
детей).
- Принцип сочетания различных методов и средств
обучения (выбор
наилучшего сочетания методов и средств обуrения).
- Принцип прочности, осознанности и действенности
результатов
образования, воспитания
иразвития (осмысленность приобретенных знаний,
обеспечение действеНности Ънаний,
умений и навыков, а также способов
поведени,I, то есть их практической направленности,
обращенности к решению
жизненных проблем).
Индивидуальный учебный план
в соответствии с
лок€Lльными актами организации не предусматривается
обучение по индивидуЕLлъному
у.rебному плану.
l2,
Алексеев А
Бурцев
А ý# ;н iъЁ:тнIхх#;:о_?:;Ь,,
в.п.
ориентирования, М.,
a
J.
Загадки
ФIИЮТиК,
л":::::_т:illl",Т"ошеского
Режим
доступа: hIIц
4_
и
находки
20О7.
туризма
.и
на
тропинках
спортивного
отдыха. [электронный ресурс]. _
ffетско-юношеский туризм: виды, организация, образовательный
потенци€ш. Учебное пособие / сост. А.М.
Макарский, А.А. io*onoru, Д.В.
Петров, Н.В. Лебедева. СПб.:
ЩТЩим Колпинского района, 2018.
5.
Как правильно собрать
рюкзак. [Электронный ресурс].//Выбор туриста.
IJRL:
://WbOrtr Iri stя п l /lrяlz-r*o,,i l _ л
пособие. - М.: Издательство Юрайт,2017.
7, Константинов ю.с. Уроки ориентированиrI
Глаголева. - Москва: ЦДЮТиК, 2005.
до.с.
8,
Константинов, о.л.
Маслов А.г., Константинов ю.с., Латчук в.н.
Способы автономного
выживаниjI человека в природе. - М.: Академия
,2004.
9. Маслов А.Г. Программа туристского объединения кЮные
инструкторы
туризма) [Электронный ресурс].- Режим
доступа: <<Юные инструкторы
туризма)
и_безопасностъ
lЗ;"!,jl:::т:1""о:э
в
детском туризме
/
Под ред.
помощи пострадавшим. Практическое пособие
от MtIC
l1лл_9:*u""..I.овой
России.
[Электронный
2015.
LIRL:
1 8з5
ресурс]. Москва,
|2, обеспечение б..о.rч."ББIуристских
подростков. - СПб.: Петрополис, 2Ol2.
походов и соревнований
1з, Озеров А.г.экологическое краеведение
организация и проведение
практических исследований. Уч.-метод.
литература. М.: ооо <Юный
краевед)),20|6.
14. Организация И проведение туристских
походов с учащимися :
учеб.МеТОД, ПОСОбИе / Ю,С, КОНСТаНТИнов,
Г.И. Зорина, А.Г. маслов; российская
международн€ш академия туризма.
- м. : Советский спорт ,2O|l.
l5, Сборник нормативно-правовых актов по
работе, организации отдыха детей и молодёжи. - М.:
туристско-краеведческой
ФЦдЮТиК, 2OIg.
16. СловарЬ туриста-краеведа:
учеб.-Метод. пособие/
А.И. Персин/ - М.: ООО<Буки-ВЁдп,2018.
|7. Соловьев С.С. Безопасный отдых и туризМ:
ю.с.
Константинов,
учебное пособие для студ.
издательский ц.rпrр
С,С, Соловъев м,,
iЖ}';.^Jr1],1,2;1:'О'НИйl
18. Социали.ччт"
неформальное образование
учащихся в детских
/ сост. йчпчр.*ий А.М., Морозова М.И.,
н?уч. ред. доц. Нагавкина
СПб.: ДТДим
_"
объединениях: Учебное
.rБ.оо""
Петушкова
и.н./
Колпинского района, 2018.
1
i;
"
"':':у"лlР+Yла
Але кс онДровна,
ЖlТ#:Т:":л]lЖ^_П:9очая
2020.
л.с.
^
м
етодист, пед агог дополнителън ого
* L
yZLv
L
lLlvwl\(rl
(J
тетрадь по основам туризма
для учащ ихся
20- Спортивный туризм в системе образования / Под
ред. Губаненкова с.м.
-
СПб.: Издательский дом <Петрополис)), 2008.
2l,
Теория
и
практика спортивно-оздоровительного туризма:
учебное
пособие / Константинов Ю.с.; Российская международная
академия туризма;
Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения.
М.:
Советский спорт, 2ОО9.
22, Техника обеспечения безопасности туристских походов и соревнований
подростков / Под ред. Губаненкова с.м.; Издательский
дом <Петрополис)),
спб, 20lз.
2з.
Топографическая подготовка туриста. Учебное пособие
/ авторсоставитель Ткачев Г.С. Брянск: Изд-во Бипкро
,2012.
24, Учебно-МетодичеСкий комплекс <<Познание Родины)):
детско-юношеский
туризм и краеведение как актуаJIьные практики патриотического
воспитания>.
Авторский коллектив гБУ до
Дворец творчества детей и молодежи
Колпинского района Санкт-Петербурга.
[Электронный ресурс]. ФIИЮТиК,
2020.
184
76767
25, Четверикова ольга Михайловна, методист отдела
методического обеспечения детского отдыха гАУ
организационно-
до РеЙублики Коми
креспубликанский центр детско-юношеского спорта
и туризма).
моделирование программы смены детского оздоровительного
лагеря.
[Электронный ресурс]. ФtIДЮТ иК, 2020.
Список литературы для детей
1,
Алексеев А.А. Питание в туристском походе. - М.:201
1.
Балабанов И.В.Узлы. - Москва, 2006.
Бурцев в,п, Загадки и находки на тропинках спортивного
ориентирования.
- М.: ФrIДЮТиК,20О7
4, Кругов А,и. Задачник по краеведению. - Москва <Русское слово)),
5, Крутецкая В.А. Правила .!opou"" и оказанИе первой помощи. - спб.2о06.
: Изд.
2.
3,
.Щом <Литерa>>,
2008.
?о"аръ туриста-краеведа: учеб.-метод. пособие/
-А.И. Персин/ - М.: ООО <Буки-Веди>, 2018.
9.
Хуложественная литература
1. Арсеньев В.К.
2
3.
4.
5.
Щерсу Узала.
Верн Ж.. Щети капитана Гранта.
Верн Ж.. Пятнадцатилетний капитан.
Дефо Щ. Робинзон Крузо.
Киплинг Р. Маугли.
ю.с.
Константинов,
6. Пришвин М.. Моя страна.
7. Ж. Рони-старший. Борьба за огонь.
8. Рундквист Н.А. Самая прекрасн€ш дорога.
ТвеН М.
Р,
10,
Приключения Тома Сойера. iIр"*по*ения Гекльберри Финна.
Чуковский н.к. Водители фрегатов (книга о великих мореплавателях).
1 1. Хейердал Т. <<Экспедицшr Кон-Тики>;
В поисках рая
12. ФедоСеев Г.А. СмертЬ менЯ подождет. МЫ идем
по Восточному Саяну.
тисках .щжугдыра. Злой лух Ямбуя. Тропою испытаний. Таежные
встречи
VI. Прило2кения
Приложение ЛЬ
Методика
<<Оценка
групповой сплоченности)>
(Сишора - Ханина)
Щель:
Оценить уровень сплоченности кJIассного коллектива.
Инструкция для школьников:
внимательно прочитайте каждый вопрос и выберите один из ответов,
наиболее точно соответствующий Вашему мнению.
I. КаК бы вЫ оценилИ свою принадлежность к своему классу?
1.
Чувствую себя членом, частью коллектива (5).
Участвую в большинстве видов деятельности (4).
3. УчастВую В одниХ видаХ деятельНости И не
r{астВую
2.
В
лругих (3).
4. Не чувствую, что являюсь членом коллектива (2).
5. "Существую" отдельно от других членов коллектива (1).
6. Не
знаю, затрудшIюсь ответить (1).
II. Перешли бы вы учиться в другой класс, если
бы представилась такая
возможность?
1.
Да, очень хотел бы перейти (1).
2. Скорее
бы перешел.чем остался
(2).
3. Не вижу никакой разницы (З).
4. Скорее всего, остЕlлся бы в своем классе (4).
5. Очень хотел бы остаться в своем классе (5).
б. Не
знаю, трудно ответить (1).
III. а) KaKoBbt вnаOlлtооmноuленuя меuсdу ученuкалrч в ВаоuеIп массе на
уроках?
1.Луrше, чем в большинстве кJIассов (3).
2. Примерно такие же,
3. Хуже,
как
в большинстве кJIассов (2).
чем в большинстве кJIассов (1).
4. Не знаю
(l)
1
6) НО РОЗЛuЧНЬrХ Меропрuяmuях ( "оеонькаэс|l,
u
кульmпохоdqх, ?кскурсuях
m.п)
1.
Примерно такИе же, как В большинстве классов (2).
2. Лу^rше, чем в большинстве классов (3).
3. Хуже, чем в большинстве кJIассов (1).
4. не знаю (1).
в)
Вне Iцколы:
1.
Лучше, чем в большинстве классов (З).
2. примерно такие же, как
и в других
кJIасс ах (2)
3.Хуже, чем в других классах (1).
4. Не знаю
(l).
IV. Каковы взаимоотношения с классным
руководителем?
1.
Лучше, чем в большинстве классов (3).
2. Примерно такие же, как в других классах (2).
З. Хуже, чем в других классах (1).
4. Не знаю (1).
v. Каково отношение к делу на уроках и
различных мероприятиях?
1. Лу"rше, чем в болъшинстве классов (3).
2. Примерно такие же,
3.
как
в других классах (2).
Хуже, чем в других классах (1).
4. Не знаю (1).
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
(Для нахождения коэффициента групповой сплоченности
необходимо
суммировать баллы, указанные в скобках)
КЛЮЧ К МЕТОЩИКЕ:
высокий уровенъ групповой сплоченности - 25 баллов.
средний уровень групповой сплочённости 22 баллов.
-