ДООП Азы ориентирования

министерство образования и науки Калужской области
Госуларственшое бюджетное учреждение дополнительного образования
Калужской области детско- rо ц9l1l.ески й центр

кАлужtскиЙ оБлАстноЙ цЕнтр

ТУРИЗМА, КРАЕВЕДЕНИЯ И ЭКСКУРСИИ

О9

2023 г.
Протокол от <<Р!>
Ns J_ педагогического совета

(УТВЕРЖДАЮ)
,Щиректор ГБ
<<

oq

КО ДЮЦ 

>>

Г.Н. Пугачев
2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБIЦЕОБРАЗ ОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮ
ЩАЯ ПРОГРАММА
(АЗы оРиЕнТиРоВАния)

Направленность

:

туристско-краеведческая

Уровень: ознакомительный
Возраст обучающихся: 8 - 18 лет
Срок реализации - 1б часов

Автор - составитель:
педагог дополнительного образоваttия
Сафонова Елена ВладимировtIа

Калуга -2023 r.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.

2.
a

J.

4.
5.
6.

I. Пояснительная

записка
II. Солержание программы
Ш. Планируемые результаты
IV. Организационно-педагогические условия
реализации программы
V. Список рекомендуемой литературы
VI. Приложения

з
6
9
11

15

lб

I.

Пояснительнаязаписка

.Щополнительная общеобрд}овательная, общеразвиваюIцая программа
<Азы ориентирования)) - модифицированнЕuI, разработана в соответствии с
дополнительной общеразвивающей программой <<Ориентирование на
местности), рЕвработанной Ю.Б. Яниным и А.Г. Масловым, и на основании

следующих нормативных документов:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012
г. J\Ъ 27З-ФЗ (Об образовании в Российской Федерации));
Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. <Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.З648-20 <Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи);
Распоряжения Правительства Российской Федерации от З1 марта
2022 года JФ 678-р. Концепция развития дополнительного образования детей
до 2030 год;
Порядка
организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобр€вовательным программам
(Приказ Минпросвещения России от 27.07.22 }ф 629) (далее - Порядок

М 629);
и
России
прик€вом
совместным
Минпросвещения
МинэкономразвитиrI России от 19 декабря 2019 г. Jф 70218|| (об
утверждении общих требований к организации и проведению в природной
среде следующих мероприятий с участием детей, являющихся членами
организованной группы несовершеннолетних туристов: прохождение
туристских маршрутов, других маршрутов передвижения, походов,
экспедиций, слетов и иных анаJIогичных мероприятий, а также указанных
мероприятий с участием организованных групп детей, проводимых

Приказа МинпросвещениrI

организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и
организациями отдыха детей и их оздоровления, и к порядку уведомления
уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и
длительности

пр

оведения таких мероприя

тий>> ;

рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) (приложение к письму .Щепартамента государственной политики
в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки

учреждений допоJIнительного образования физкультурно-спортивной и
туристско-краеведческой направленностей, расположенных на территории
Российской Федерации (Сборник Госкомспорта России и МиНИСТеРСТВа
образования Российской Федерачии);

((спортивное ориентирование)),
спорта
Министерства спорта Российской Федерации

Правилами вида
утвержденными прик€lзом
от 03 мая 2017

г.

Jф 403;

- Устав ГБУ ДО КО ДОЦ кКОЩТК и

Э>.

,Щанная программа рассматривается как начапьный этап обУчениЯ ДеТеЙ

умению ориентироваться на местности. Она может быть как проГраммОй
законченного обучения, так и составной частью программ по
ориентированию на местности туристско-краеведческой направленносТи.
Актуальность и новизна программы проявляется в необходимости
обучения всех детей основам ориентирования на местности, безопасному
поведению в природной среде. Увлечение современными информационными
технологиями, ToTmIbHaяl ориентация на цифровизацию, обилие различныХ
приборов и приспособлений в быту изолирует детей от естественной

природной среды, создают иллюзию постоянного благополУчия И
безопасности. В результате они не имеют элементарных представлениЙ о
правилах поведения в природной среде, порядке действий в случае
возникновениrI экстремаJIьной ситуации.

Обучение по данной краткосрочной программе позволит детям
устранить этот недостаток. За короткий период обучения дети полУЧаТ

знания и умения по ориентированию на местности.
Программа служит социалъной адаптации и творческому развитию
детей и направлена на развитие мотивации личности к познанию, знакомству
с азами ориентированиrI на незнакомой местности, вовлечению детей и
нач€Lльные

молодежи к занятиям ориентированием в системе детско-юношеского

туризма и краеведения.

Педагогическая целесообразность.
Реализация данной программы позвоJIяет расширить знания и умения

обучающихс\ полrIить представлениlI о

применении навыков
ориентирования на практике, разнообразить процесс обучения и развить
заинтересованность к туристско-краеведческой деятельности.
Отличительные особенности программы.
Программа позволяет ознакомить обучающихся с €вами топографии и
ориентирования на местности.
Предназначение настоящей программы закJIючается в создании

условий

для

заинтересованности обучающихся

в

даIIънейшем

совершенствовании своих навыков в интересном и захватывающем занятии
- ориентировании на местности.
Возрастная категория обучающихся 8-18 пет. Возможно обучение
детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с нарушением слуха,
дети с нарушением речи, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата,
способные передвигаться самостоятельно) по скорректированным

-

программам.

Срок реализации программы - 1 месяц. Общее количество часов _ 16.
Формы и рея(им занятий. Занятия проводятся2 раза в неделю по 2 часа

(длительность занятия

-2

ло 45 минут с перерывом t0 минут).

Формы занятий: теоретические и практические на местности и

в

аудитории. Занятия на местности проводятся в светлое время суток в сухую
погоду при температуре не ниже минус 5 градусов. При неблагоприятных

условиях допускается перенос занятий в

здание

организации.

предусмотрено.

Язык реализации программы - русский.
1.2. Щель и задачи

программы

ориентирования на местности.
Задачи программы:

Развивающие:
рЕввитие памяти, наблюдательности;

образОваТеЛЬНОй

1.3. Содержание программы
учебный план

м
п/п

1.

1

3.

4.

l-

Содержание
обучения

Е

ё)

9

Ф

Er

Карты, схемы и планы
местности. Масштаб.
Основные условные знаки
топографических карт
Карты из информационнотелекоммуникационной
сети <Интернет)
Компас и ориентирование
карты по сторонам света

Соблюдение мер
безопасности при
проведении тренировок,
практических занятий,
участии в соревнованиях

a

J

1

1

1

Практика

в

На

поме_

мест_

щении

ности

1

1

0

0

Формы

контроля
Топографич
еский
диктант
Тестирован
ие

Контрольно
е

J

1

0

2

J

1

0

2

прохожден
ие
дистанции
Отсутствие
травм,
экстремаль
ных
ситуаций
Наблюдени
е

5.

6.

,7.

.Щействия в случае потери

ориентировки, отставания
от группы
Спортивнм карта.
Соревнования по
ориентированию на
местности
Итоговый контроль

2

1

0

1

J

1

0

2

Решение
ситуационн
ых задач
Участие в
соревнован

иях
Контрольно
е

ИТоГо:

1

0

0

1

1б

6

1

9

прохожден
ие
дистанции

Содержание обучения
1. Карты, схемы и планы местности. Масштаб. Основные условные
знаки топографических карт

местности, схема местности, географические и топографические карты.
Масштаб. Крупный, средний и мелкий масштабы. Условные знаки. Условные
знаки топографических карт (основные группы знаков).
Пракmuческuе заняmuя., Составление плана кJIасса, плана школьного
двора.

2.

Карты

из

информационно-телекоммуникационной сети

<<Интернет>>

Теорuя. Основные сайты, на которых размещены карты в сети
<Интернет>. Поиск сайтов с картами. Общегеографические карты
(мелкомасштабные) и подробные (крупномасштабные), фотоснимки
поверхности земли. Тематическая информация на картах из сети <Интернет>.
Подробные карты ближайших окрестностей.
3. Компас и ориентирование карты по сторонам света
Теорuя. Стороны света. Компас, его устройство. Электронный и

магнитный компас. Магнитный и географический меридианы. Определение
сторон света с использованием компаса. Ориентирование карты, плана по
компасу. ,Щвижение с использованием компаса по определенному
направлению - по Евимуту, в заданную точку местности.
Пракmuческuе заняmuя., Ориентирование по компасу плана класса,
плана школьного двора, определение на планах направления на север.
Нанесение на планы магнитного меридиана.
.Щвижение с помощью карты и компаса.
4. Соблюдение мер безопасности при проведении тренировок,
практических занятий, участии в соревнованиях
Теорuя. ,Щисциплина при проведении тренировок, практических
занятий, участии в соревнованиях -основа безопасности.
Причины возникновениlI экстремапьных ситуаций в природной среде.
Опасности в природной среде: субъективные и объективные.
Субъективные опасности: недисциплинированность, недостаточная
подготовка, неумение
физическая, техническЕUI, мор€Lльно-волев€UI
оперативно окzвать правильную первую помощь пострадавшему, небрежное
обращение с огнем и горячей пищей.
Объективные опасности: резкое изменение погоды, технически
сложные участки местности, ядовитые животные и насекомые, стихийные
бедствия.

меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице.
Правила поведениrI при переездах группы на транспорте.

незнакомом населенном пункте.
поведения
Правила
взаимоотношения с местным населением.
Пракmuческuе заняmuя:
выполнение распоряжений руководителя и правил при передвижении
группы. Определение потенциаJIьно опасных участков маршрута.
Предсказание изменениrI погодных условий.
5. Щействия в случае потери ориентировки, отставания от группы
Теорuя. Причины, приводящие к потере ориентировки.
слr{ае потери ориентировки: прекращение
Порядок действий

в

движения, ан€uIиз пройденного пути, поиск сходной, параллельНОЙ СИТУаЦИИ
на карте, попытка найти опорные ориентиры и подтвердить свои

предположения. Необходимость выхода на крупные линейные или
площадные ориентиры. Использование троп, идущих в нужном наПРаВЛеНИИ,
движение по генерЕLльному азимуту. ,Щвижение вдоль ручьев, рек, выход к
жилью.

Определение сторон горизонта по небесным светилам и МесТНЫМ

предметам.

Поведение членов |руппы, необходимостъ жесткой дисциплины и

отсутствия паники.
.Щействия при отставании от группы.
Пракmuческuе заняmuя:

Определение точки стояния на спортивной карте, имитациJI сиТУации
потери ориентировки, построение ЕLлгоритма деЙствиЙ ВОССТаНОВЛеНИЯ
местонахождения.
6. Спортивная карта. Соревнования по ориентированию на

местности
Теорuя. Спортивное ориентирование, краткая история. Соревнования
по ориентированию в программе туристских мероприятий. Соревнования В
заданном направлении. Соревнования по выбору. Соревнования По ниТКе
(линейное ориентирование). Спортивная карта. Основные услоВные ЗНаКИ
спортивных карт. Трасса соревнований по ориентированию. Старт, финиШ,
контрольные пункты (оборудование на местности и обозначение на карТе).
Призма, средства отметки, порядок отметки и ее проверка.

Пракmчческuе заняmuя., Прохождение тренировочных дистанций.
Участие в соревнованиях.
7.

Итоговый контроль
Проведение в соревновательной форме эстафеты по ориентированию для

планирования совместной деятельности
качеств личности.
1.4.

и

выявлениrI наиболее ярких

Планируемые результаты

Метапредметные результаты
- выявление закономерностей и противоречий в рассматриваемых фактах
и наблюдениlIх с rIeToM предложенных заданиЙ;
- прогнозирование возможного далънейшего р€tзвития процессов и
явлений, событий и их последствий в анаJIогичных или сходных ситуациJIх,
:

выбор картографического матери€LJIа;

- формулирование суждений, высказывание своей точки зрения по

различным вопросам в устных и письменных текстах;

- планирование совместной работы, определение своей

роли,

координирование своих действий с другими членами команды.
Личностные результаты:
-проявление интереса к познанию природы и культурным традициям
родного края;
-готовность оценивать свое поведение и поступки, а также Поведение И
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий для окружающей среды.
Предметные результаты:
_применение понятий ((план местности)), ((масштаб>>, ((услоВные ЗнаКИ),
((ориентирование на местности)) для решения практико-ориентированных
задач;

-определение направления, расстояния по плану местности и по

географическим и спортивным картам.

Минимум знаний, умений и навыков обучающихся по программе
JФ

п/п
1

Название
рzлзделов и тем

Карты, схемы и
планы
местности.
Масштаб.
основные
условные знаки
топографических
карт

Знания

Понятие о картах,
планах, схемах,
масштабах,
основных условных
знаках
топографических
карт

Умения

и навыки

Владетъ представлением о
содержании
топографической карты.
уметь составлять и
понимать план помещения,
ппан вокруг жилого или

учебного сооружения

Js
пiп
2

Название
рЕtзделов и тем

Карты из
информационнотелекоммуникац
ионной сети
<<Интернет>>

J

4

Умения

Знания

и навыки

Наличие карт и их

Поиск нужных карт в сети

тематика в
информационнотелекоммуникацион
ной сети <<Интернет>>

<<Интернет>>.

расположение
Компас и
сторон света.
ориентирование
карт по сторонам Устройство компаса.
магнитный
света
меридиан.
Ориентирование
карты, плана с
использованием
компаса
Соблюдение мер Правила
безопасного
безопасности
передвижения
при проведении
пешком, на
тренировок,
транспорте, по
практических
занятий, участии маршрутам и
в соревнованиях
дистанциlIм.
Причины
наступление
опасных ситуаций

Использование компаса для
определения направлений.
Ориентирования карты,
плана

Безопасно передвигаться
пешком, на транспорте, по
маршрутам и дистанциям.
Умение предвидеть
наступление опасных

ситуаций

Jф

п/п
5

Название
разделов и тем
,Щействия в

случае потери
ориентировки,
отставаниJI от

группы

Знания

Умения
и навыки

Определение
сторон горизонта
по небесным
светилам и
местным
предметам.

Владеть навыками
определения сторон
горизонта по небесным
светилам и местным
предметам.

Порядок действий
случае потери
ориентировки,
отставаниrI от
группы.

направлениrI выхода в случае
потери ориентировки и

Уметь определять

сохранять заданное
направление движения

Сохранение
направленшI
6

движения.
Соревнования по Краткая история
ориентированию. спортивного
ориентирования.
Контрольный
Форматы
пункт, средства
соревнований по
отметки и
ориентированию.
призма.
Оборулование трасс
соревнований на
местности. Общие
представления о
спортивной карте.

Уметь действовать на
несложных дистанциях
соревнований по
ориентированию,
уметь исполъзоватъ
спортивную карту для
выбора маршрута движения.
Уметь определять своё
местоположение, нужный
контрольный пункт из
нанесенных на карту.

2. Организационно-педагогические условия

реализации программы
2.1. Календарный учебный график
Календарный уrебный график составляется на конкретный учебный
период (месяц, четверть, полугодие и Т.Д.) для конкретного детского
объединения.
Календарный уrебный график оформляется в виде таблицы:

м

о
о

пl
п

о
о

Время
проведения
занятия

(dS

Аса
o,i'.

b,n

Аа

9ф
Е:о
;б

Е(

Тема
занятия

оЕ
2о
iJd
Фо
Ао

р.

(dtrк

Ба.

vo

lr

ь(

2.2. У словия реализации программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение

Для ре€Lпизации программы необходимо следующее

материаJIьно-

техническое обеспечение:
Щля педагога (на весь период обучения):
- Кабинет дJIя теоретических занятий с l5-20 посадочными местами для
обучающихся и l посадочным местом и учебным столом дJuI педагога;
- компьютер с выходом в Интернет;
-

МФУ;

проектор с экраном;
- канцелярские товары (цветные ручки и карандаши, линейки, ножницы
и т.д.)
- спортивный инвентарь для ориентирования (наборы карт, жидкостные
компасы, знаки КП (призмы), секундомер);
- оборулование для электронноЙ отметки прохождения дистанции,
старта и финиша (ноутбук, станции отметки, чипы для участников) - по
возможности;
.Щля обуrающихся (на период обуrения):
- Общая тетрадь в кJIетку (48 листов);
- Канцелярские товары (цветные ручки и карандаши, линейки, ножницы
_

и т.д.);
- нарr{ные электронные часы.
2.2.2. Информационное обеспечение
https://rufso.ru ФедерациrI спортивного ориентирования России
https://vk.com/video/pla}rlist/-82347774_2 Видеоуроки по ориентированию

https://orgeo.ru/event/type/orienteering?ysclid:lkuvwbpjkr9168бЗ029
Календарь
соревнов аний по ориентированию
2.2.З. Кадровое обеспечение
Педагог, ре€Lлизующий программу <Азы ориентирования)), должен
иметь специzLпьную подготовку, соответствующую направленности
(профилю) дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой
обучающимися; опыт участия в соревнованиях по ориентированию
р€lзличного уровня.
2.3. Формы аттестации
ПервоначаIIьная диагностика проводится в начшIе освоения программы
при поступлении в объединение, когда проводится первичное собеседование,

тестирование общих знаний, беседы с родителями.

Программа предполагает три типа результатов, на формирование
которых она направлена метапредметные, предметные и личностные
результаты.

Оценка эффективности программы проходит в два этапа

промежуточная и итогов€UI аттестация:
_ промежуточн€ш аттестация проводится после изучения каждого
модуля программы в виде топографических диктантов, решения ситуаций,
тестирования и т.д.
_ итогов€UI аттестация засчитывается при результативном участии
обl^rающихся в соревнованиях по спортивному ориентированию.
.Щанная краткосрочная программа не предусматривает выдачу
документа об обуrении.

- оценочные материалы
Примеры заданий, используемые для промежуточной аттестации,
2.4. Контрольно

представлены в приложениях к программе.
Степень достижения результатов оценивается по трем уровням:
по инструкции, под руководством педагога;

при консультативной помощи педагога, охотно участвует в общественно
полезных делах, но сам не проявляет инициативы;
вьtсокuй уровень: обуlающийся выполняет задание, обязанности
самостоятельно, сам проявляет творчество и инициативу в организации
общественно полезных дел.
2.5. Методическое обеспечение
Принципы и методы обучения:
- Связь обучения с практикой
Процесс обуrения стимулирует обуlающихся использовать полу{енные
знания в выполнении практических задач, в самостоятельном принятии
решении в той или иной ситуации. Предусмотренные программои

практические задания с использованием картографического материаJIа,
размещенного в открытом доступе в информационно-коммуникационной
сети <<Интернет>>, позволяют обучающимся р€ввивать индивидуаJIьные
качества и принимать самостоятельные решения.
- Систематичность и последовательность

Программа предусматривает обуrение и усвоение знаний, выработку
умений и навыков в определенном порядке, который требует логического
системного построениrI, как содержания, так и самого процесса обучения. В

ЗаВершении обуrения в форме несложноЙ игры проводятся соревнования
квест, преследующие цель подведения итогов обучения на практике.

-

Важно создать каждому обучающемуся сumуацuю успехQ, т.е. условия,
при которых он ощущает свой интеллектуальный рост в решении задач по
ориентированию на местности и топографии при выполнении практических
заданий. При этом необходимо отмечать позитивные сдвиги в усвоении
каждым ребенком матери€Lла, предусмотренного программой.
- Щосryпность обучения

Программа рассчитана на обучающихся в детских объединениях
системы дополнительного образования. Теоретические и практические
занятия предусмотрены в учебном помещении и на территории, окружающей
образовательную организацию. Практические задания выполняются на

территориях, прилегающих к

местам проживания

обучаюrrдихся.

Дидактический матери€Lл (карты и планы), предусмотренный для выдачи
обучающимся, изготавливается с использование стандартной офисной
техники, имеющейся в каждой образовательной организации.
- Наглядность обучения
Использование наглядности должно быть в той мере, в какой она
способствует формированию знаний и умений, развитию мыцшениrI, она не

должна перегружать процесс обl^rения. ДемонстрациrI

презентаций,

телекоммуникационой сети <Интернет>> и работа с предметами, планами и
картами, должны вести к очередной ступени р€IзвитиrI, стимулировать рЕlзвитие
мышления и закрепление полученных знаний.
Щидактический материал
1. Г[пан кJIасса. Формат А4.
2. План класса. ГIлакат большого формата.
J. ГIrrан школьного двора без нанесенных линий север-юг.
4. ГIлан школьного двора без нанесенных линий север-юг. Плакат
большого формата.
5. ГIлан школьного двора с нанесенными линиrIми север-юг. Формат А4.
6. ГIлан школьного двора с нанесенными линиrIми север-юг Формат А4.
7. Гfuан школьного двора с нанесенными линиrIми север-юг и
нанесенными КП. Формат А4.
8. Топографические карты илиих фрагменты.
9. Условные знаки топографических карт.
l 0.Условные знаки спортивных карт.
l 1.Бланки свидетельств о прохождении обучения и участия в
соревновании-квесте.

Индивидуальный учебный план
В соответствии с локаIIьными актами организации не предусматривается
обуrение по индивидуальному 1.чебному плану.

1.

Бурчев

V. Список рекомендуемой литературы

В.П.

и

Загадки

находки

ориентирования, М., ФЦДЮТиК, 2007

на

тропинках спортивного

.

2. Глаголева О.Л. Образовательн€ш

программа дополнительного образования
по спортивному ориентированию. М. ГОУ MocKoBcKajI городскаjI станция
юных туристов.2009.
3. Глухов Н.Ф. На дистанции. Санкт-Петербург, изд. <Маматов)), 2015.

4. Как провести соревнования / О.Н. Мухина, .Щ.В. Налетов,

под ред. В.М. Алехина.

-

Воронеж: Изд.-полигр.

А.М. Прохоров;

I_{eHTp Воронежского

государственного университета, 2008.
5. Константинов

I]дютк мо рФ,

Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. М.,

2006.

6. Константинов

Ю.С. Уроки

ориентированияДО.С. Константинов,
О.Л. Глаголева. - Москва: IJflIОТиК, 2005.

7. Кулинов В. Уроки ориентирования в школе. Волгоград,2017.

8. Морryнова Т.В. Обуrающие

ориентированию.
9.

- М.: ЩЩОТур,

контрольные тесты

по

спортивному

2005.

Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Латчук В.Н. Способы автономного

выживания человека в природе. М., Академия, 2006.

10.

Рязанцева Л.А., педагог дополнительного образования МБУ До
KI-{eHTp детско-юношеского туризма и патриотического воспитания) г. Тулы.
РабОчая тетрадь по основам туризма дпя уIащихся младших кJIассов
<Собираем рюкзачою) [Электронный ресурс]. ФL{ЩОТиК, 2О2О. URL:
https

://

1

38

009. selcdn.ru/turcenter-

prod/unauth/3

с

8Ьа0/5

55б

fй 79cf7

1

cd9 са9 1 а9Ьб

55

ddaf7 1 d9 f9 8 d0 e.pdf

11. Такое р€tзное ориентирование: сборник /под ред.

ВОРОНеЖ: Изд.-полигр. Центр

В.М. Алехина. -

Воронежского государственного

университета, 2009.

12. Топографическая подготовка туриста. Учебное пособие/авторсоставитель Ткачев Г.С. - Брянск: Изд-во БИПКРО ,20|2.

Приложение NЬ

1

Термины и определения:
кАртА - это частЬ земной поверхностио изображеннЕш на плоскости (на
бумаге, или в электронном виде) в условных знаках, с
учетом кривизны
земной поверхностии выраженн€UI в масштабе.
местности. Туристы и ориентировщики пользуются магнитным стрелочным
компасом.

мАсшТАБ

- отношеНие длинЫ отрезка на карте к действительной длине

этого отрезка на местности.

плАН мЕстнОстИ
крупноМасштабная дет€tлизированная карта на
небольшой rIасток местности. Например, план школьного двора, план

оздоровительного лагеря, план населенного пункта.
спортИвFIАЯ кАртА - это специаJIъная карта района соревнований по
ориентированию, изображенная в масштабе с
указанием высоты сечения
Спортивнм
карта
используется спортсменом для ориентирования
рельефа.

на местности при прохождении трассы соревнований. Для изображения
объектов местности на спортивной карте используются
условные знаки,

утвержденные Международной федерацией ориентированиrI. основным
содержанием спортивной карты является отображение проходимости

местно сти и индивидуЕtльных особенностей изображаемых объектов.

спортИвноЕ

ориЕнТировАНиЕ
вид спорта, в котором спортсмены,
используя спортивную карту и компас,
проходят неизвестную им трассу
через контрольные пункты, расположенные на местности. Победителем

считается тот, кто прошел трассу за минимальное BpeMrI.
схЕмА мЕстнОстИ - упроЩенное изображение основных элементов,
содержащихся в карте.

топогРАФиLIЕСкАЯ кАртА-

географическая карта универсального
назначения, на которой подробно изображена местность. Топографическая
карта содержиТ сведениЯ об опорных геодезических пунктах,
рельефе,
гидрографrr, растительности, грунтах, хозяйственных иИ культурных
кчльтчпньтх
объектах, дорогах, коммуникациях, границах и других объектах местности.
полнота содержания И точность топографических карт позволяют
решать

технические задачи.

УСЛОВНЫЕ

ЗНАКИ

знаковых графических обозначений (знаков), применяемаrI
для изображения
на картах различных объектов и явлений, их качественных и количественных
характеристик.

Приложение Л} 2

Варианты практических заданий:
- Карты, схемы и планы местности. Масштаб:
покажите обучающимся топографические карты рЕlзных масштабов.
объясните, как меняется их содержание в зависимости от масштабов.
ГеОГРафические карты дают общее понrIтие о местности, топографические
КаРТЫ ПОДРОбные, на них изображается небольшой участок местности с
большим количеством деталей.

Мелкие и крупные масштабы. Географические карты имеют мелкий

масштаб, топографические карта - крупный. Масштаб показывает, сколько в
одном сантиметре карты содержится сантиметров местности.

Изучение основных условных знаков топографических карт:
каждый ученик должен иметь линейку, карандаши или фломастеры
следующих цветов: черный, коричневый, зеленый, синий.
раздайте каждому обуrающемуся одинаковые топографические карты,
если топографических карт нет, можно сделать цветные копии с карт
масштаба l:2 000 0000 доступных В матери€LлаХ открытой печати или
подберите карту в информационно-телекоммуникационной сети <<интернет).
рекомендуется использовать карту на знакомую обучающимся местность.
объясните, сколько километров на местности соответствует одному
-

сантиметру карты.

основные знаки топографических карт: белый цвет - пoJuI и места где
нет леса; зеленый цвеТ - лес; синий цвеТ - гидроГрафия (озера,
реки, ручьи,
болота); черный цвет - искусственные сооружения
- дороги, населенные
пункты, наименования населенных пунктов и ин€ш информация; коричневый
цвет - рельеф, изображается горизонтЕUIями, являющимися линиями, все
точки которых находятся на одной высоте над уровнем моря, чем
ryще
горизонт€UIи, тем круче скJIоны. Стороны горизонта на карте.
изучение местности с использованием карты. Планирование маршрута

предстоящего похода с использованием карты.
Задание.

1.

Нарисуйте цветными карандашами или фломастерами карту
любого знакомого rrастка местности, напишите названия населенных

пунктов и географических объектов.
Найдите на карте два населенных пункта. Определите по карте
расстояние между двумя населенными пунктами, обозначенными на карте.

2.

-

План класса:

каждый )п{еник должен иметь мягкий карандац и ластик.

карты, как правило, многокрасочные, планы моryт быть
черно-белыми.
основное содержание плана, это изображение окружающих
предметов и
сооружений.

щайте возможностъ учащимся самим попрактиковатъся в создании
"карты", это облегчит понимание. Предложитъ
ученикам составить план

класса (комнаты, зала), где проходят занятиrI.
Задание обучающимся:

1. Придумайте

находящихся в классе.

и

зарисуйте условные знаки для всех предметов,

2. оцените, какую форму имеет комната (квадрат, прямоугольник
и
т.д.). НарисуЙте на листе бумаги контур "карты'' в
соответствии с
класса.

формой

3. Представьте, что потолок стеклянный, а вы сидите сверху

потолке. Что вы видите? Нарисуйте в
условных знаках.

на

замечания: ошибки при рисовке неизбежны, поэтому
надо рисовать
карту простым карандашом, тогда при н€UIичии ластика
все ошибки будут
сразу ликвидированы, и ученик останется в хорошем
настроении. Когда все
справятся с заданием, можно приступатъ к исправлению
ошибок.
преподавателъ предлагает всем
r{еникам проследить за некоторыми
ошибками у себя в карте и при обнаружении стеретъ
их ластиком и
нарисовать правилъно. Самыми
распространенными являются ошибки в
изображениИ окон, дверей, шкафов. обычно они
все ''лежат'' на полу,
занимая при этом половину ''карты''.
Повесьте плакат с планом класса. Раздайте каждому
ученику чернобелый план кJIасса. объясните скольким метрам или
сантиметрам класса
соответствует один сантиметр плана.
Задание обуlающимся:
1, Найдите на плане местонахождение
преподавателя.
2. отслеживайте пальцем путь
движениrI преподавателя по классу.
3, Укажите на плане расположение предмета (преподаватсль
переносит
предмет с одного объекты на другой).
Примечание: надо стараться проследить за
каждым учеником,
показывайте на вывешенном плане
решение каждой задачи.

оставьте план класса обуrающимся. Предложите самостоятельно

выполнить практическое задание J\b 1.
- План школьного двора:
каждый ученик должен иметь мягкий карандаш и ластик.
На плане школьного двора должны быть отображены:
постройки,
асфальтированные И грунтовые площадки, заборы,
отдельные деревья.

Предложите условные знаки, которые нужно использовать для изображения
объектов на плане.
Задание обуrающимся:
1. Нарисуйте по памяти план школьного двора.
Примечание: проследите за работой каждого ученика, подсказывайте
что пропущено, какие объекты крупнее, какие мельче.
Повесьте плакат с планом школьного двора. Объясните, скольким
метрам на местности соответствует один сантиметр плана. Расскажите

обучающимся об основных ошибках. Это непропорционщIьное изображение
объектов, неточнЕuI геометрическая конфиryрация объектов и территории
школьного двора, отсутствие отдельных объектов, что естественно для плана,
нарисованного по памяти. Расскажите, что точный план и точные карты
готовят специ€tлисты геодезисты и картографы, которые проводят измерениJI
расстояний и направлений на местности и по их итогам составляют точные
карты и планы. Все что изображено на планах и картах было исследовано и
измерено на местности членами топографических экспедиций.
- Компас:
Каждый ученик должен иметь компас, линейку, мягкий карандаш и
ластик.
Расскажите об устройстве компаса. Магнитная стрелка, закрепленная в
центре на неподвижной оси, вращается и всегда показывает направление
север-юг. Покажите обучающимся направление на север, юг запад и восток.
Расскажите, как при помощи компаса можно двигаться в нужном
направлении.

Задание обучающимся:
1. Нарисуйте схему компаса, укажите север, юг, запад, восток.
Замечание: проследите, чтобы ученики не путчlJIи восток и запад.
- Определение сторон света на плане класса:
Раздайте каждому ученику черно-белый план класса на плане не
должно быть ук€вано направление север-юг.
Задание обучающимся:
1. Расположите рядом план класса и компас.
Расположите карту относительно так, чтобы линии предметов и
стен кJIасса, обозначенные на плане, были парЕLллельны линиям предметов и
стен класса. Г[лан будет сориентирован относительно класса.
Проведите через весь план линию, параллельную направлению
стрелки компаса. Получено направление север-юг на плане класса.
4. Укажите на концах линии (С) - север и <Ю>> юг.
5. Укажите на KpEuIx плана кJIасса (В> - восток и <З> запад.

2.
3.

Примечание: проследите за

работой учеников, погрешность

изображения линии север-юг не должна быть более 15 градусов.
- Определение сторон света на плане школьного двора:
Каждый ученик должен иметь компас, линейку, мягкий карандаш и
ластик.

Раздайте каждому )ченику черно-белый план школьного двора на
плане не должно быть укЕLзано направление север-юг. Выйдите на школьный
двор.
Задание обучающимся:

1. Возьмите в одну руку план в другую руку компас.
2. Расположите план так, чтобы прямые линии контуров
сооружений площадок и заборов, изображенных на карте стали
пар€Lллельными линиям объектов местности. План школьного двора
сориентирован относительно окружающих объектов.

З.

Положите на сориентированную карту компас. Представьте
мнимую линию север-юг, которую следует провести на плане. Пометьте
северную и южную точки, через которые в кJIассе на плане. следует провести
линию север-юг. Проведите на плане школьного двора линию север-юг.

Примечание: проследите за работой учеников, погрешность

изображения линии север-юг не должна быть более 30 градусов.
Оставьте план школьного двора у обучающихся.
- Ориентирование карты (плана) по компасу:

Раздайте каждому ученику черно-белый план школьного двора с
нанесенными линиrIми север-юг, на северном конце линий должна быть
нарисована стрелка и стоять буква кС>. Выйдите на школьный двор.
Задание обучающимся:

Сориентируйте план при помощи компаса. Линии север-юг,
обозначенные на плане должны быть параллельными направлению, которое
пок€tзывает магнитная стрелка. Северный конец магнитной стрелки должен
смотреть в том же направлении, в каком нарисованы стрелки на плане. Г[пан
1.

сориентирован с использованием компаса.

Продумайте маршрут движения по плану, передвиг€шсь по которому
можно пок€вать весь школьный двор и все расположенные на нем объекты,
нанесенные на план. Пройдите вместе с rrениками по этому пути.
Расскажите о том, какие объекты и как показаны на плане, как они связаны
друг с другом по направлению и по расстоянию. Следите, чтобы на всем
маршруте ученики ориентиров€tли карту по компасу.
Оставьте план школьного двора у обучающихся.
- Соревнования по ориентированию:

Расскажите ученикам о соревнованиях, задачах, которые ставятся
перед участниками, как выглядят контрольные пункты (далее - КП). Знак КП
это трехгранншI призма бело-оранжевого цвета со сторонами 30 х З0
сантиметров. Рядом с призмой устанавливаются средства отметки, на
соревнованиях отметка электронная или компостером. На учебных занятиях

-

могут использоваться цветные карандаши или пароль.

Соревнования по

ориентированию проводятся по

четырем

направлениям бегом, на лыжах, на велосипедах. Есть направление для людей
с ограниченными возможностями здоровья трейл-ориентирование. По

каждому направлению проводятся международные соревнования для
юношей, девушек и взрослых спортсменов. Сборные России занимают

лидирующую позицию, у нас много спортсменов, которые стаJIи чемпионами
мира, среди них многие начаJIи заниматься и прошли подготовку в системе
дополнительного образования туристско-краеведческой направленности.
Примечание: пригласите на занятие спортсмена ориентировщика,
предложите ему поделитъся впечатлением и расск€lзать о подготовке и участи
в соревнованиях, о выполнении спортивных разрядов. Покажите
видеоролики о соревнованиrIх по ориентированию, покажите видеоролики с
отслеживанием путей движения спортсменов по спортивной карте.
- Спортивная карта:
Раздайте обучающимся спортивные карты. Знаки спортивных карт и
топографических во многом схожи. Черным цветом изображаются
искусственные объекты, контура растительности, ск€tлы и камни; синим
гидрограф""; коричневым рельеф. В отличии от топографических карт
открытые пространства изображаются желтым цветом, лес в зависимости от
проходимости изображается зеленым цветом, чем темнее зеленый цвет, тем
через лес сложнее двигаться, парковый и легко пробегаемый лес показывают
белым цветом. Малиновым цветом изображаются трассы: старт, финиш,
контрольные пункты.
Чем карта насыщенней условными знаками, тем сложнее изображенная
на ней местность для ориентирования.
Предложите обучающимся самостоятельно выполнить практическое
задание Ns 2.
- Соревнования - квесты на местности

Вариант l. Щля обучающихся 8-10 лет. На местности (школьный двор)
установлено 10 КП. На карту нанесено б КП. Предлагается в любом порядке
посетить КП которые нанесены на карту и отметиться на них. Количество
отметок должно быть 6.
ВаРИаНТ 2. Щля об1..rающихся 11-40 лет. На местности (школьный двор)

установлено l0 кп. На карту нанесена трасса заданного направления с б Кп.
Предлагается пройти трассу и последовательно отметитъся на б КП.
по окончанию сOревнований-квеста торжественно вручите обучаюшдимся
свидетельство с текстом: <Фамилия Имя отчество прошел ознакомительный
КУРС ОбУЧеНИЯ ПО основам топографии и ориентирования на местности,
преодолел с исполъзованием карты и компаса трассу соревнований - квеста и

рекомендован

для

далънейшей подготовки

и

обуrения

в

детском
объединении туристско-краеведческой направленности>
ПРеДЛОЖите обучающимся самостоятельно выполнить практические
заданияJ\Гg3иJ\Ъ4.

Приложение NЬ 3

ПРАКТИtIЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Практическое задание }l} 1
раскрасьте план кJIасса разными цветами. Проследите, чтобы

одинаковые объекты имели одинаковый цвет.
Практическое задание NЬ 2
раскрасьте план школьного двора основными цветами условных знаков
для спортивных карт.
Практическое задание NЬ 3
обратитесъ к картам в информационно-телекоммуникационной сети

НайДите месТо где вы живете, где находитСя школа, Другие
места которые вы посещаете. Проследите по карте путь от дома к этим
местам, найдите знакомые улицы, дома, парки. Измерьте по карте длину
<Интернет>>.

ваших маршрутов.

Практическое задание }{Ь 4
обратитесъ к картам в информационно-телекоммуникационной сети

<интернет>. Распечатайте фрагмент карты в окрестностях места жительства.
во время прогулки проследите, как относительно друг Друга расположены на
местности объекты, обозначенные на карте. Найдите на местности объекты,

не обозначенные на карте, укажите на карте места, где эти объекты
расположены.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».